Уважаемый Темир Аргембаевич!

Обращаемся к Вам от лица республиканского общественного объединения арендаторов и водителей частного транспорта – мы, перевозчики, работающие в сфере пассажирского транспорта республики. Так как сегодня у нас накопилось очень много наболевших вопросов.
Первый: взлетели цены на ГСМ и запасные части на автобусы, микроавтобусы. Цена за 1 литр бензина колеблется в пределах 40-45 сомов при всем том, что главным поставщиком ГСМ в Кыргызстане является Россия. Российская и казахская нефть упали в цене, в самой России 1 литр бензина стоит в среднем 25 рублей. Почему правительство на это не реагирует? Срочно просим пересмотреть вопрос по ценам на бензин.
Второй: стоимость патента на осуществление пассажирских перевозок по всей республике подняли в два, а то и в три раза. Если в отдаленных регионах республики платили 450 сомов, то сейчас водителей заставляют платить по 1500 сомов, в Бишкеке доходит до 2000-3000 сомов.
Получается, что страдают предприниматели, которые исправно ежемесячно платят все налоги. А незаконные перевозчики как ничего не платили, так до сих пор ничего в казну и не платят. До сих пор никаких мер поэтому поводу не принимают ни транспортная инспекция, ни служба ДПС, ни налоговая, ни другие органы.
Разрешительные документы, лицензия и схема маршрута должны выдаваться один раз. Мы несколько раз поднимали этот вопрос, однако со стороны государственных органов никакие меры не были приняты. Также ежегодно водители платят деньги за лицензии. Пора принять уже соответствующие меры и упразднить лицензии и многие другие разрешительные документы, которые требуются при осуществлении пассажирских перевозок.
Третий: в настоящее время очень остро стоит вопрос обеспечения нормальной работы автовокзалов и автостанций.
В нынешних условиях работать невозможно. Так как на всех автовокзалах и автостанциях орудуют водители, занимающиеся частным извозом пассажиров. Они не платят налоги, не имеют разрешительных документов, не проходят медицинский и технический осмотры перед каждым рейсом, поэтому в стране такая высокая аварийность на автодорогах.
После развала СССР прошло немало времени. И когда государственные пассажирские предприятия развалились, на смену пришли те предприниматели, которые, взяв инициативу в свои руки, организовались сначала в бригады, потом создали ОсОО. Многие водители оформили кредиты на приобретение современных микроавтобусов. Пассажирские перевозки всегда были убыточными. Государство платило компенсацию. Сегодня поддержки почти нет, наоборот: то документы надо приобрести, то тендер провести… Спрашивается, зачем? А не лучше ли было навести порядок в работе стихийных перевозчиков, которые перевозят пассажиров, подвергая их жизни большой опасности? Но сотрудники ДПС будто не видят водителей частного извоза.
А сотрудники транспортной сферы ничего сделать не могут. Не порядок в этой отрасли позволяет работать не только нашим «бомбилам», но и зарубежным. Они возят людей не только в свои республики, но и в дальние регионы нашей страны. И также без прохождения техосмотра транспорта и медосмотра водителя и разрешительных документов.
Уважаемый Темир Аргембаевич, правительству необходимо принять соответствующие меры в отношении водителей частного извоза. Да, работы всем не хватает. Но порядок надо навести. Ведь цена этого вопроса – человеческие жизни.

Батырбек ДУУЛАНОВ,
председатель республиканского общественного объединения 
арендаторв и водителей частного транспорта.