Депутаты Жогорку Кенеша без устали кричат, что для них самое главное работать ради процветания страны. Ну и немного ради народа.
Это просто замечательно. Давайте признаем, не очень много граждан готовы не жалеть себя, чтобы страна жила хорошо. А вот законодатели готовы. Они даже не жалели миллионов сомов на выборную кампанию, чтобы быть в самых первых рядах нужных Родине людей. И вот, оказавшись в заветных креслах, господа взялись за высокое служение.
Тут и выяснилось, что работа у законодателей непомерно сложная и требует больших затрат. Причем не только умственных и физических, но и материальных. Ведь после широко раздаваемых предвыборных обещаний народу отказаться от массы привилегий, которыми обеспечивались избранники, им пришлось действительно в чём-то себя урезать. Начали с персональных автомобилей. Оставив китайские кадиллаки для торага и его замов, решили распрощаться с изношенным автопарком. Это трудно, но они смогли. Действительно, как можно ездить на машинах, которые возили ещё бакиевских депутатов из «Ак жола»? Просто так потребовать, чтобы им заменили потасканные авто на новые, было не очень верно с политической точки зрения – народ бы подобного шага не одобрил. Поэтому, дружно отказавшись от машин и поручив фонду, распоряжающемуся госимуществом, продать сей металлолом, избранники оставили у себя почти пустой гараж. Если кто-то думает, что без автомобилей он будет существовать очень долго, наверняка ошибается. Не зря же ещё Аристотель в далекие древнегреческие времена говорил: «Природа не терпит пустоты». Так и наши депутаты – дети природы – не смогут долго терпеть пустоты в гараже. Но это в перспективе.
Отказались законодатели и от одного помощника. Теперь некоторые начали страдать и даже возмущаться: кто же будет помогать им в нелегкой работе? Хотя мы прекрасно знаем, что к данному случаю как нельзя лучше подходит известная фраза про место, которое красит человека. Все помнят, какой эффект произвела информация, что помощники депутатов прошлого созывы практически мощной колонной из нескольких десятков человек дружно из Белого дома перебрались работать в налоговые службы. Причем сразу начальниками, попав на должности без каких-либо конкурсных отборов. Так что льготы оказались и у помощников, которые после общения с депутатами сразу становились работниками высокой квалификации. Примечательно, что отдельные помощники в сей незаменимой (как нас пытались убедить) должности находились всего несколько дней.
Но это всё, как можно теперь понять, не самое интересное.
Не будем судачить, какие деньги перетекают из чужих карманов в депутатские за лоббирование или поддержку тех или иных законов. Посмотрим только на законные деньги. Кроме вполне пристойной зарплаты – от 50 до 100 тысяч сомов в месяц, выплаты денег на летнее лечение (в дополнение к отпускным), наши законодатели придумали себе ежемесячное «трудовое пособие». Такого никто из сотен тысяч работающих граждан страны не получает. Каждый месяц каждый народный избранник получает дополнительно по 40 тысяч сомов, которые не облагаются никакими налогами. Как говорится, получи и ни в чём себе не отказывай. Многие кыргызстанцы даже за вредную работу столько не получают. Эти деньги депутаты решили назвать красиво «фондом депутатов». А то что же получается? У президента, торага Жогорку Кенеша и премьер-министра собственные фонды есть – аж по 35 миллионов сомов в год, которыми они распоряжаются по собственному разумению. А у членов парламентского правления – очень важных нынче людей – нет? На что эти деньги депутатам? Они уверяют, что тратят эти средства на поездки по стране, ГСМ для автомобилей, приобретение запчастей к тем же машинам (у кого они есть), покупку канцелярских товаров, печенья и конфеток для чаепития. Да мало ли на что ещё могут расходовать государственные деньги депутаты? Так, если раньше они должны были отчитываться почти за все средства, кроме 4,5 тысячи сомов, именуемых стипендией, то теперь законодатели приняли чудное решение, что они за получаемые 40 тысяч не отчитываются ни перед кем. Вообще! Как заявляли избранники: «Зачем нам собирать чеки на всё, что мы приобретаем?» Действительно, зачем? Это же просто обидно для людей, которым народ оказал высокое доверие, а какая-то бухгалтерия не доверяет. Да и Счётная палата может проверить расходы. В общем, депутаты постановили, что сорокатысячное пособие – это уже не государственные средства, а их личные. И тратить они их могут как угодно: хоть мороженое покупать, хоть шубу жене или подруге.
Поэтому два законотворца Анвар Артыков из СДПК и Нурбек Алимбеков из «Кыргызстана» разработали поправки в законы «О регламенте Жогорку Кенеша КР» и «О бухгалтерском учете». Артыков прямо заявил, что принять их идею нужно срочно, поскольку «депутаты два месяца парализованы» и вынуждены покупать на свои средства бумагу, картриджи для принтера и так далее. Действительно, если всё отчитываться, то депутатский паралич вообще никогда не пройдёт. Правда, Галина Скрипкина предложила всё-таки прописать, на что именно могут тратить депутаты эти деньги, но не законом, а в виде положения Жогорку Кенеша. Однако это будет лишь рекомендацией, так как отчеты депутаты предоставлять не будут, и никто не будет иметь права проверять их траты.
Что сказать? Отношение парламентариев к народным деньгам просто поражает. Почему они ограничились только сорока тысячами? Могли выделить и больше. Может быть, господа пойдут дальше и пропишут закон не только для себя, но и для других контор? Пусть и остальные граждане получают кроме зарплаты деньги на организацию своей трудовой деятельности, на приезд на работу, на чиновничье чаепитие. Вряд ли кто откажется получать по 40 тысяч сомов, не платить с них налоги и ни за что не отчитываться. Глядишь, так мы из недоразвитого капитализма сразу шагнём в коммунизм. При СССР это не удалось, так хоть теперь попробуем. Тем более, что депутаты первыми уже решили на себе испытать эту радость.
Александр НИКСДОРФ.