На первый взгляд может показаться, что образ самурая
не вписывается в ритмы современного мира.
Но стоит лишь немного проникнуться многовековым опытом и мудростью японских воинов, как становится ясно, что принципы иайдо не только не устарели, но актуальны и в наши дни как никогда.

В Древней Японии от мастерства владения мечом часто зависела жизнь. Чтобы отстоять свое имущество и честь, искусству владения мечом начинали обучать с самого детства. Благодаря мастерству фехтования на мечах бой зачастую сводился к одному или двум ударам. Исход же боя зависел от того, кто быстрее выхватит меч и нанесет смертельный удар. Именно так и начинал развиваться иайдо.
Человека, изучающего иайдо, называют иайдока. Основная цель упражнений сводится к тому, чтобы иайдока в первую очередь научился контролировать себя, а не своего противника. Искусство иайдо представляет собой изучение и исполнение воображаемых поединков без фактического присутствия партнёра.
К нам в республику этот вид боевого искусства пришел в 2007 году. Именно тогда из Японии приехала Чинара Эсенгул, проходившая магист-ратуру в международном университете Японии и обучавшаяся искусству иайдо у мастера 7-го дана Томоаки Хошино. Вернувшись в Кыргызстан, Чинара увидела, что здесь иайдо никто не занимается, и решила найти единомышленников, чтобы развиваться самой и развивать это боевое искусство. В первую очередь была налажена связь с клубом кендо (японское контактное боевое искусство с использованием оружия), и руководитель предложил открыть при клубе секцию по иайдо. Так и началось развитие этого направления. Постепенно из секции вырос самостоятельный клуб, а с появлением нескольких клубов они объединились в федерацию во главе с Чинарой Эсенгул.
— Девиз нашей федерации: «Будь в гармонии с собой и с окружающей средой», – говорит Чинара Эсенгул. – Человек не может добиться успеха, не будучи очень богатым и спокойным внутренне. В первую очередь это интеллектуальное развитие; во-вторых, быть богатым – это значит быть великодушным, целенаправленно развивать в себе терпение, толерантность к людям и разным позициям. И самое сложное – покой в действии. Когда, например, кризисная ситуация на работе, то нужно сделать так, чтобы и тот, кто агрессивен, не потерпел полное поражение, и вы не потеряли лицо. Конфликт начинается в сердце и разуме человека, и мы считаем, что философия иайдо, которая заключается в том, чтобы победить, не вынимая меч из ножен, как нельзя лучше подходит для современных реалий. Это большая работа над собой. А когда появляются сильные личности, это ведет к сильному, гармоничному обществу.
Уже шестой год федерация проводит фестивали, где кыргызстанские иайдоки не только демонстрируют свое мастерство, но и делятся со всеми гостями секретами гармонии духа и тела.
Исключением не стал и этот год. Площадкой для VI фестиваля стал новый корпус Американского университета в Центральной Азии при поддержке кафедры антропологии АУЦА. В программу вошли не только демонстрация техник иайдо, но и соревнования, где приняли участие члены двух клубов.
Соревнования проходили в абсолютной тишине: даже маленькие дети, затаив дыхание, наблюдали за действиями участников. Дело в том, что попарно выходящие иайдоки соревновались в выполнении техники, применяя ее к воображаемому противнику. Со стороны казалось, что они двигаются в отрепетированном танце, и лишь судьи по незначительной разнице в траектории движения мечей могли определить победителя. До вынесения судьями решения нельзя было даже аплодировать, ведь это могло помешать участникам сосредоточиться.
Также перед зрителями выступили участники клуба кендо, продемонстрировав несколько весьма зрелищных и динамичных поединков, и группа «Ооэдодайко» – японские барабанщики тайко, которые не только выступили со своим музыкальным номером, но и обеспечили живое музыкальное сопровождение фестиваля, что придало ему особый колорит.

Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора.