С 2010 года, несмотря на все обещания власти, в энергосекторе так ничего и не изменилось, кроме стоимости электроэнергии
Напомним, что сначала правительство планировало увеличение тарифов на электроэнергию для населения страны с 1 апреля текущего года. Предполагалось,  что платившие за 1 кВт/ час по 70 тыйынов вынуждены будут оплачивать за потребление уже 84 тыйына, а потребившие свыше 700  кВт/ часов  — 2 сома 20 тыйынов.

Однако Алмазабек Атамбаев предложил правительству все же пересмотреть эту тарификацию. Согласно данным Госагентства по ТЭК, начиная с 1 августа тарифы все же подвергнутся изменениям. Так, за 1 кВт/час предлагается взимать чуть меньше —  по 77 тыйынов, а свыше 700 кВт/часов  — не по 2 сома 20 тыйынов, а по 2 сома 16 тыйынов. По ранее предоставленной информации ведомства, себестоимость электроэнергии составляет 1, 2 сома. Но как происходит этот расчет?  По мнению многочисленных экспертов, они четко объяснить не могут, как именно вычисляется подобная себестоимость. Так почему в стране идет постоянное повышение тарифов? И как, все-таки, должен проводиться расчет электроэнергии для населения страны?

По словам эксперта по ТЭК Зульфии Марат, повышение тарифов на электроэнергию принимается на основе не экономического, а политического решения.

— Это видно хотя бы по тому, что изначально предлагалась одна сумма для повышения, а затем ее легко несколько снизили. Это говорит о том, она  уже изначально не была четко выверена. Если бы она была реально экономически обоснована, то Госагентство не согласилось бы на ее изменение.  Вообще, повышать или не повышать тарифы  решает  не правительство, а клуб кредиторов, в руках которого есть и «карательные» инструменты (отказ, к примеру, в поддержке бюджета). Именно этот клуб и задает темп, что и когда нам следует повышать, отсюда такой непродуманный результат, — сообщила  Зульфия Марат.

По мнению эксперта, макроэкономика энергетической отрасли требует постановки определенных задач.

— Повышение тарифов подразумевает, прежде всего, четкую постановку цели. Для чего происходит повышение тарифов? Приоретно обслуживание кредитов или ремонт изношенного оборудования? Только после определения приоритета можно принять решение стоит ли повышать тарифы и на сколько. Также необходимо внимательно проверить в аудитном порядке, какие расходы были эффективны, а какие нет. Только после этого мы может говорить о каких-то реальных цифрах себестоимости и насколько они соответствуют тарификации. Но, как мне известно, таких подсчетов в целом по отрасли пока не проводилось, — отметила Зульфия Марат.

Эксперт уточнила, что перед подсчетом себестоимости не была проведена реальная оценка основных активов сектора.

— Поэтому эти 1 сом 20 тыйнов, от которых исходило повышение, не имеют под собой реальных оснований, и представителям ТЭК оперировать ими все же не стоит. Также здесь следует выяснить, куда все-таки уходят эти средства? Ведь, если увеличивается тариф, то увеличиваются и коррупционные доходы, которые все больше становятся ощутимым препятствием для развития энергосектора, — отметила Зульфия Марат.

Эксперт также уверена, что за период последних выборов в парламент и горячих обещаний кандидатов в нардепы улучшить энергетику страны, ничего не изменилось.

— Проблемы в энергетике страны, как были, так и остались. С коррупцией не справились, развитие осуществляется только с привлечением иностранных инвесторов и кредитов, а долговой груз ложится на плечи граждан. Хотя, все проблемы можно было решить самостоятельно, исключительно за счет внутренних ресурсов сектора. Ведь энергоотрасль может развиваться и сама, так как весьма и весьма доходна. Но этого вовремя сделано не было. А, взятых более 70 млрд сомов кредитов каким-то образом все же придется возвращать, — заявила Зульфия Марат.

Эксперт отметила, что по приблизительным подсчетам, сумма коррупционных потерь с учетом неэффективности расходов практически  равна нашему кредитному долгу.

— И дальнейшие прогнозы далеко не утешительные, — добавила Марат.

«Вести.kg»