Близится Нооруз – еще один весенний международный праздник. Иранские и тюркские народы в день весеннего равноденствия будут праздновать Новый год по астрономическому солнечному календарю. Происхождение этого праздника уходит своими корнями в дописьменную эпоху истории человечества.
На территории Ближнего Востока Нооруз празднуется только представителями тех народов, которые проживали там до прихода арабов, распространения ислама и возникновения Арабского халифата. Философия праздника, а так же его обрядность не имеют к исламу никакого отношения. Это языческий праздник. Соответственно, он не празднуется арабами в Ираке и Сирии. В Турции с 1925 года по 1991 год официально празднование Нооруза было запрещено. Празднование в Сирии запрещено и по сей день.
Официальный статус праздник приобрел в Ахменидской империи как религиозный праздник зороастризма. А 2009 году праздник Нооруз был включен ЮНЕСКО в Репрезантативный список нематериального культурного наследия человечества наряду с другими 76 элементами нематериального наследия со всего мира, и с этого времени 21 марта объявлен, как Международный день празднования Нооруз.
В настоящее время Нооруз праздуется как официальное начало Нового года в Иране и Афганистане, а также как государственный праздник в Азербайджане, Кыргызстане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане, Татарстане, Башкоторстане, Дагестане и других регионах России, Казахстане, СУАР, Албании, Иракском Курдистане, Индии, Македонии, Турции.
Празднование Нооруза под различными названиями широко распространено во многих культурах. Вот неполный список вариантов названия этого праздника на разных языках:
Новруз говорят азербайджанцы, персы, туркмены, Невроз – курды, Навруз – таджики, Навроз – узбеки, Неуруз – татары, башкиры, Нооруз – кыргызы, Норуз – уйгуры, Наурыз – казахи, Невруз – турки, Наврез – крымские татары, Нарас – чуваши.
В разных странах Нооруз празднуют по-разному. По-разному празднуют даже в разных регионах одной страны.
Мы расскажем вам о том, как празднуют Нооруз в Кыргызстане.
В селе Кок-Бел Ноокатского района Ошской области проживают два рода и празднуют они Нооруз по-отдельности. Праздник проходит в домах по очереди. Ежегодно соседи передают друг другу эстафету. Всю ночь до утра женщины и девушки в этом доме варят сумаляк и здесь же устраивают девичник с чаепитием, на котором всю ночь поют песни. А утром из айыл окмоту приносят в этот дом «себет», которым угощают всех гостей. Себет – это коробка, в которую кладут определенное количество лепешек, орехов, печений, конфет и других сладостей.
В селе Сын-Таш Ысык-Атинского района Чуйской области Нооруз празднуют с размахом. В этом селе – четыре рода. Празднуют они по-отдельности. Но ежегодно организацией праздника занимаются назначенные две семьи. Либо два соседа, либо два брата. В доме одного из них накрывают богатый стол. На праздник приходят от мала до велика. Хозяева, покормив гостей, приглашают всех во двор, где для них приготовлены различные конкурсы, такие как перетягивание каната, армрестлинг, борьба, козлодрание, танцы, бег, в общем все, на что хватит фантазии. Победители поощряются призами.
Традиционный для этого праздника сумаляк здесь не делают. Но хозяйки очень стараются угодить гостям угощениями. Они даже соревнуются между собой. Богато накрытым столом, интересными конкурсами и дорогими призами организаторы мероприятия стараются переплюнуть прошлогодних организаторов.
В селе Мырза-Аки Узгенского района Ошской области Нооруз празднуют целыми улицами. Выбирают один дом, в котором женщины со всей улицы ночью варят сумаляк, а утром угощают всех соседей. Мужчины режут скотину. В этом же доме накрывают на стол и приглашают всех жителей улицы. За столом сидят весь день, передавая друг другу «ыр кесе» (песенную чашу). Тот, кто получил «ыр кесе», должен спеть песню и передать ее другому. Молодежь весь день качается на качелях и греется под лучами весеннего солнца, а вечером поют песни у костра.
В селе Кочкор Кочкорского района Нарынской области акимиат в центре села устанавливает большую юрту и режет барана. Все организации, работающие на территории села, участвуют в конкурсе на лучшее национальное блюдо и национальный костюм. На столы перед жителями села выставляют всевозможные национальные яства. Выигравшие получают приз в денежном эквиваленте. В Доме культуры проходит праздничный концерт для жителей, после которого все поют и пляшут до вечера.
В селе Сарбан Сокулукского района Чуйской области Нооруз празднуют на футбольном стадионе или в большой столовой госплемстанции. Организовывают праздник представители разных поколений. В этом году организаторами станут рожденные с 1963 года по 1973 год. Раньше жители Сарбана тоже делились на роды, но с недавних пор решили праздновать дружно все вместе.
Организовываются конкурсы с призами такими как армрестлинг, поднятие гири, бег на короткие дистанции, песни и танцы. Почти до поздней ночи жители не расходятся по домам.
В селе Жетиген Токтогульского района Джалал-Абадской области пять родов празднуют Нооруз по-отдельности. Женщины всю ночь варят сумаляк. Каждая, помешивая, загадывает желание. Также желание должны загадывать и те, кто пробует эту кашу из проросших зерен. Кроме сумаляка традиционно здесь варят перловую кашу и добавляют в нее айран.
Деньги на пиршество собирают со всех жителей села. Молодые днем качаются на качелях, а ночью прыгают через костер. Только здесь сохранились древние традиции. С самого начала еще в Ахменидской империи в этот праздник поклонялись огню и считалось, что если перепрыгнуть через костер в этот день, то здоровье будет крепким. Костры жгли всю ночь. Считалось, что костер спасает от злых духов. Сейчас из всех стран, в которых празднуют Нооруз, сохранилась традиция прыгать через костер только в Иране и Токтогульском районе Кыргызстана.
Также в Токтогульском районе в этот день обязательно зажигают арчу, отгоняя тем самым зло и уберегая жителей от напастей.
Вот так по-разному празднуют Нооруз в разных регионах нашей небольшой страны.
Что такое сумаляк?
Разные страны празднуют Нооруз совершенно по-разному. Одинаковым элементом является только то, что во всех странах по традиции в этот день готовят сумаляк. Проросшие зерна пшеницы перемалывают, а затем варят в казане на хлопковом масле с добавлением муки. Туда добавляются небольшого размера камни, чтобы сумаляк не подгорел. Ведь варят сумаляк 20-24 часа.
В каждой стране существует своя легенда о происхождении сумаляка. Согласно кыргызской легенде, женщина решила приготовить еду для всей семьи. Поставила на костер казан с водой и сказала всем своим невесткам бросить что-нибудь из продуктов в казан. Одна невестка налила в казан масла, другая бросила перемолотые зерна, третья – горсть муки, а самая младшая невестка была очень жадной и бросила в казан несколько камней. Так появился сумаляк.
Наргиза ТОКОЕВА