Провести летние каникулы за учёбой? Наверное, совсем не многие школьники согласятся на это. Но так думают взрослые. И подобные стереотипы, как оказалось, не всегда бывают верны.
Участники трехнедельного летнего международного лагеря, организованного университетом Центральной Азии, с радостью кинулись в летнюю учебу. Интерес к этому у них оказался огромен. Чтобы попасть в лагерь, в котором предлагались ежедневные и серьёзные занятия английским языком и математикой, школьникам нужно было выдержать огромный конкурс. На 76 мест претендовали более 850 десятиклассников из Кыргызстана, Казахстана и Таджикистана. Ещё в марте и апреле по выходным дням эти ребята отвечали на тесты по английскому языку, математике и логике, разработанные международными экспертами.
Как говорят организаторы лагеря, они преследовали несколько целей. Во-первых, как отметил исполнительный председатель исполкома совета УЦА Шамш Кассим-Лакха, они никого не собирались агитировать за их университет, а просто хотели подготовить талантливых ребят к поступлению в университеты мирового уровня и убедить их, что это им по силам. Кстати, все учебные программы лагеря были подготовлены североамериканскими специалистами и адаптированы с учетом потребностей школьников из Центральной Азии, причём английский язык им преподавали носители языка из Канады, Шотландии, Англии, Австралии. Кроме того, все занятия – в театральном кружке и спортом, дебаты и экскурсии – все было на английском.
Раз лагерь был учебный, то, естественно, не могли не организовать в нём День науки, прошедший с большим интересом. По этому случаю обычные помещения были превращены в научные лаборатории, а ребята почувствовали себя настоящими исследователями. Например, школьники проводили биологические эксперименты, а предметом исследования стали… их собственные тела. Вместе с преподавателями они изучали свои суставные рефлексы, оценивали воздействия различных факторов на вкусовые ощущения. При помощи мыльной воды и монет познавали поверхностное напряжение. На модели действующего вулкана изучали химические реакции.
Как отметил заместитель директора лагеря Фара Камани из Канады, подобные занятия позволили ребятам проверить на практике целый ряд новых навыков, и во время экспериментов они применяли на практике полученные знания. Причём разработка и подтверждение ими гипотез либо их опровержение являются ключевым элементом в развитии критического мышления, что очень важно для будущих специалистов, к тому же эскпериментаторы смогли прочувствовать и командную работу.
По признанию самих ребят, три недели в лагере пролетели очень быстро. Как рассказала бишкекчанка Аселя Токторова, она плохо говорила по-английски, а теперь может свободно общаться на этом языке, да и математику заметно подтянула. Ещё она отметила своих вожатых – очень весёлых людей, по которым она будет скучать.
Мунира Турсунева из Душанбе рассказала, что в лагере ей больше всего понравились занятия. «Я никогда так усердно не училась. Я впервые в Кыргызстане, все относились дружелюбно и поддерживали друг друга. У всех нас много общего», – заметила она.
Можно только порадоваться за ребят и убедиться, что идеи руководителей и Кыргызстана, и Казахстана, что все школьники наших стран должны владеть тремя языками, вполне реализуемы. Ведь все участники лагеря прекрасно говорили по-русски. И остаётся только позавидовать, что теперь у них очень хороший английский.
Но самое главное, о чём говорили и сами ребята, и их руководители, все они подружились и сплотились. Здесь были сломаны стереотипы, которыми так любят манипулировать взрослые в межэтнических отношениях. И хотелось бы, чтобы власти наших стран проводили больше подобных международных мероприятий, где сплочение детей из разных стран проходило бы на деле, а не на словах, чтобы они с младых лет росли в духе дружбы и уважения друг к другу.
Александр НИКСДОРФ.
Фото автора.