– Нина Николаевна, как ветерана социальной сферы и бывшего работника Соцфонда, работавшего именно с жалобами, позвольте спросить : чем объясняется ежегодная нервотрепка работающих пенсионеров, которым следует пересчитать страховую часть пенсии?

– Скоро будет два года, как я уже не работаю, но с аналогичными вопросами ко мне по-прежнему обращаются пенсионеры и в автобусе, и на рынке, и вообще, где увидят. Я сама пенсионер и с этими проблемами также сталкивалась, когда работала в Соцфонде

А причина одна – несовершенная база данных персонифицированного учета и слабый контроль за поступлением страховых взносов и своевременным их внесением на личные индивидуальные счета граждан.

Напомню, что с 1 января 1996 года у нас в республике был введен персонифицированный учет и впервые были установлены тарифы страховых взносов, которые уплачивали работодатели за своих работников и сами граждане, занятые индивидуальной трудовой деятельностью или в аграрном секторе.

Перед Социальным фондом изначально стояла задача выявить всех работающих граждан, присвоить им индивидуальные номера, ввести эти данные в базу и постоянно ее поддерживать. С организованным сектором это можно было бы сделать сразу и уже потом регулярно отслеживать состояние поступления страховых взносов и внесение достоверных данных на личные счета.

Сложнее ситуация с неорганизованным сектором, потому что следовало специалистам регулярно выезжать непосредственно в регионы, встречаться с людьми, разъяснять проводимые в стране реформы и пенсионное законодательство, которое напрямую теперь связано с уплатой страховых взносов, и ежегодно проводить тщательные проверки сдаваемых отчетов как от организаций, так и от самозанятых граждан.

К сожалению, я должна констатировать, что эта работа была проведена в основном формально. Если с организованным сектором дела обстояли более-менее, но с неорганизованным они находятся просто в безобразном состоянии.

К сожалению, нет тесного взаимодействия между всеми заинтересованными ведомствами (налоговая и миграционные службы) для полного охвата всех граждан социальным страхованием.

Прошло уже полных 17 лет после введения в нашей республике персонифицированного учета, но до сих пор при оформлении пенсии нашим гражданам приходится разыскивать сведения об уплате за них работодателями страховых взносов. Хорошо, если предприятия, где они когда-то работали, сохранились и по имеющимся в них отчетам можно восстановить справедливость, но ведь многие предприятия либо ликвидировались, либо обанкротились, а Социальный фонд эти ситуации своевременно не проконтролировал и не принял мер для взыскания полагающихся сумм и капитализации средств. Поэтому будущие пенсионеры остаются с очень низкой пенсией, потому что из-за отсутствия у них сведений об уплате страховых взносов и стажа, нет и второй страховой части пенсии.

– Но неужели в Социальном фонде об этом никто ничего не знал?

– Практически на каждом аппаратном совещании я эту проблему поднимала, поскольку регулярно обращались в Соцфонд граждане с просьбой помочь разыскать такие сведения, но кроме оскорблений в свой адрес, уменьшения заработной платы и рекомендаций заниматься только рассмотрением жалоб, никакой реакции не было. Мне и прозвище-то дали – «враг Социального фонда №1»!

– Много звонков в редакцию поступает от пенсионеров на бюрократию и длительное оформление перерасчетов второй страховой части пенсии. Недавно было опубликовано разъяснение Соцфонда по процедуре этого перерасчета, как Вы прокомментируете эту ситуацию?

– Вот я тоже читаю в прессе письма наших пенсионеров о бюрократии при перерасчете пенсий и, как это ни прискорбно, полностью согласна с ними. Но хочу подчеркнуть, что специалисты пенсионного отдела в создавшейся волоките не виноваты. Их просто обязали принимать заявления и сообщения о занятости и доходах и направлять в управление персонифицированного учета, но все нелестные слова приходится выслушивать именно им. Я считаю, что и заявления уже принимать не следует, а процесс начисления второй страховой части пенсии должен производиться без участия пенсионеров опять же при использовании достоверной базы данных!

Все, наверное, помнят фильм «Королева бензоколонки», когда героиня Надежды Румянцевой устроилась работать заправщицей и сколько ей пришлось впустую бегать, чтобы заправить автомашины бензином? Такая же история и с оформлением второй страховой части пенсии. Я категорически несогласна с бюрократическим разъяснением Социального фонда о необходимости ежегодно обновлять сведения об уплаченных страховых взносах. Персонифицированный учет в стране введен уже с 1 января 1996 года и за 17 лет вполне можно было бы доработать все программы и устранить огрехи. По ранее действующим правилам перерасчет второй страховой части пенсии производился с 1 числа месяца, следующего после назначения или перерасчета пенсии, и не было тогда такой свистопляски, как сейчас. С 1 января 2010 года был изменен порядок перерасчета – с 1 января следующего года и, причем, сразу всем работающим пенсионерам. Готовя проект поправок в пенсионный закон, Социальный фонд должен был предвидеть эту неприглядную ситуацию, и поэтому уповать на то, что приходится проводить какие-то дополнительные проверки и на фактическое состояние базы с 1 апреля – это просто расписка в собственном бессилии. Проблема заключается в том, что своевременно не проводился контроль за качеством представляемых годовых отчетов от предприятий, и поэтому этот снежный завал с 1996 года очень трудно сейчас разгрести. В пенсионном законе четко написано, что в течение 15 дней рассматриваются заявления, но на самом деле этот закон не исполняется. Вот бы провести независимую ревизию и проверить, сколько дней фактически обрабатываются документы не в районных управлениях, а в управлении персонифицированного учета, да еще и навесить по 0,15 процента за каждый день отсрочки, вот тогда бы может и программы бы стали работать, и руководство бы почувствовало реальную ответственность. Я только сегодня получила ответ-болванку на свой запрос о розыске документов бывшей коллеги, которая не может найти сведения об уплаченных страховых взносах с 1996 по 1999 годы. В нарушение норм закона о порядке рассмотрения жалоб мое письмо два месяца мурыжили и отписались, что информация конфиденциальная. Бюрократизм страшный. Думаю, что таких бедолаг немало.

– Как Вы знаете, Социальный фонд намерен скоро возвратить пенсионерам 2-процентные накопления. Об этом наша газета уже давала информацию. Ваше мнение по этой проблеме?

– Я в свою очередь тоже задаю вопрос: скоро, это когда? Во всех СМИ прозвучало, что с 1 января этого года начинается возврат этих удержанных сумм за 2010-2011 годы, но сам механизм этих возвратов можно назвать беззаконием. Почему, когда принимали решение об удержании этих 2 процентов, ни от кого не требовали никаких документов, а сейчас можно просто захлебнуться в бумагах, начиная от заполнения этого полуметрового заявления, в котором заложены все данные персонифицированного учета, на основании которых и выведена не только полагающаяся к выплате сумма, но и количество этих пенсионеров? Зачем снимать копии паспорта и трудовой книжки, если работодатели уже сдали годовые отчеты со всеми данными и работники отделов доходов Соцфонда их приняли? Поскольку речь идет о 2010-2011 годах, то за это время вполне можно успеть и сверить базу данных работающих пенсионеров (через почтовые отделения связи и банковские учреждения, которые отчитываются ежемесячно о выплаченных суммах), и составить ведомости на выплату полагающихся сумм, а не гонять стариков и заставлять их собирать ненужные документы и платить за это деньги и стоять в очередях. Еще возникает вопрос: как скоро будут обработаны уже принятые 3 тысячи заявлений, и когда будут выплачены заветные суммы?

– Недавно прошла информация о том, что почти 40 процентов граждан уплачивают страховые взносы только в размере 3 процентов, то есть почти как иностранные граждане.Что Вы скажете по этому поводу?

– У меня как у профессионала тоже возникает вопрос: «Чем занимались в течение 17 и занимаются специалисты отделов доходов в районах? Если численность специалистов по назначению пенсий с каждым разом сокращают до невозможного минимума, то численность специалистов по отделам доходов при проведении очередных реорганизаций, наоборот, возрастает: оправдывают ли эти специалисты свою зарплату, если сбор страховых взносов такой невысокий? Я в свое время, когда работала в Соцфонде, при составлении анализов по работе с обращениями граждан всегда задавала этот вопрос руководству, но никаких мер принято не было. Ведь смотрите, что получается: платит, например, работник аграрного сектора за землю в год около 300 сомов, а размер базовой части его пенсии в месяц составляет 1500 сомов. Откуда при такой ситуации будут средства на очередные реальные повышения пенсий? И на этот вопрос я никогда не получала ответа.

– Ну и напоследок, Ваш прогноз или комментарий о нынешнем состоянии дел, ждать ли пенсионерам каких-либо изменений?

– Мне кажется, что основной причиной сложившейся ситуации является то, что руководители ряда министерств и ведомств назначаются на должности победившими на выборах партиями, и это в свою очередь для них является как бы индульгенцией: они не чувствуют свей персональной ответственности, поэтому и не требуют в полной мере этих подчиненных исполнения своих прямых должностей, за которые они все регулярно получают зарплату. Хотя, являясь представителем правящей партии, они просто обязаны не только соблюдать Конституцию, на которой все присягали народу, но и быть примером и не обижаться на справедливую критику. Хочу надеяться, что очередной перерасчет пенсий будет действительно справедливым и не вызовет со стороны пенсионеров очередную негативную реакцию.

Беседовала Рахат БАЙЗАКОВА.