Вопрос сохранения отрасли – стратегическая задача государства
После открытия границ ЕАЭС в страну хлынет в большом объеме мукомольная продукция из соседнего Казахстана. Из-за больших объемов и поддержки отрасли со стороны казахстанского правительства, себестоимость их продукции значительно ниже нашей. В таких условиях отечественным мукомолам будут достаточно трудно конкурировать на новом рынке. Однако вопрос поддержки местных производителей – вопрос стратегической безопасности страны. В чем же состоит  преимущества казахстанского товара? И будет ли дальше  в Кыргызстане развиваться и существовать мукомольная отрасль?

В одиночку и без поддержки государства, по словам эксперта-экономиста Улана Адамалиева, отечественные производители просто не выстоят в новых условиях. Это, в свою очередь, может негативно сказаться на ценовой политике товаров первой необходимости.

— Дело в том, что в Казахстане государство покупает зерно у местных производителей по завышенным ценам, а затем продает его мукомолам. Таким образом, оно защищает и стимулирует их. Поэтому там достаточно дешевая мука. К тому же фермерам, выращивающим зерно, предоставляется различные дотации. Например, они получают в лизинг современную сельхозтехнику под очень низкие проценты. Поэтому, в соседней республике такие большие объемы производства пшеницы и муки.  К тому же в Казахстане, по сравнению с нами, огромная площадь пахотных земель. Если у нас они составляют в общей сложности 990 тыс.га, то в соседней республики их площадь достигает 12 млн га.  Поэтому  наши соседи порой задаются другим вопросом, куда реализовать собранное зерно, — сообщил «Вести.kg» Улан Адамалиев.

Сейчас, например, как отметил экономист,  уже начался сбор нового урожая, а казахстанские элеваторы еще забиты прошлогодним.

—  Однако в нашей республике подобных дотаций фермерам не предусмотрено.  Наши объемы также сильно отличаются от масштабов соседей. Так, в среднем на одного кыргызстанского сельхозпроизводителя приходится по подсчетам 2,3 га земли. Как можно на таком участке развернуться большой технике? В советское время наша страна производила до 1,5-2 тонн качественного зерна, так как была обеспеченность спецтехникой. Сейчас мы в среднем производим около 800-900 тонн пшеницы в год, поэтому казахстанская мука и зерно нам необходимы. К тому же, наша пшеница из-за климатических условий недотягивает по клейковине, поэтому производители хлеба добавляют к нашей муке, которая дает цвет изделия,  казахстанскую. Мы, конечно, можем выпекать при необходимости  хлеб полностью из нашей муки, но он уже будет не высшего, а только первого сорта, — подчеркнул Адамалиев.

Что касается поддержки нашей мукомольной отрасли, то, по мнению эксперта, это сделать просто необходимо.

— Большинство наших граждан, около 50% , занимается сельхоздеятельностью.  При этом 60% от общего валового производства дает животноводство.  Мукомольные компании производят отруби и комбикорм, который идет на корм скоту. Если на наш рынок хлынет казахстанская продукция, местные мукомолы, не выдержав конкуренции, начнут закрываться, а, значит, и прекратится производство кормов. Это по цепочке приведет  к удорожанию мяса и всей животноводческой продукции. Поэтому защитить наших отечественных производителей – стратегическая задача. Для этого и планируется оставить пошлину на ввозимую муку и отменить НДС на импорт зерна. Чтобы сравнять в цене отечественную продукцию с импортной, — заявил экономист.

Собеседник редакции считает, что при всей существующей в настоящее время низкой рентабельности выращивания местной пшеницы, прекратить ее производство никак нельзя.

— Это вопрос продовольственной безопасности. Нам надо получать урожай хотя бы до 500 тонн, но своей пшеницы, иначе мы будут полностью зависимы от казахстанской продукции, а это рано или поздно может для Кыргызстана плохо закончиться, — добавил  Улан Адамалиев.