Когда людям трудно, когда жизненная ситуация заходит в тупик, люди в поисках справедливости нередко приходят в редакцию. Вот и на этот раз к нам обратилась жительница города Кемин Айнагуль Токтолиева и рассказала, что в ДТП пострадал ее муж Адилет Шаршеналиев, а виновный не наказан.

 Обстоятельства ДТП

– Когда случилось несчастье, я была в роддоме, – рассказывает, не скрывая слез, Айнагуль. – Роды у меня были тяжелые, врачи сделали кесарево сечение. Муж был рад рождению ребенка, обещал приехать. Я ждала его, думала, вместе порадуемся рождению сыночка, а вместо радости такое горе на нас обрушилось. Это случилось 29 марта прошлого года на трассе Бишкек-Торугарт. Уже потом я узнала подробности аварии. Две автомашины «Мерседес Даймлер-Бенц», которой управлял Азамат Болотов, и «Фольксваген-Пассат», за рулем которого был Эркинбек уулу Жолдошбек, двигались навстречу друг другу каждый по своей полосе. Примерно в 18.00 возле села Кашкелен Кеминского района водитель автомашины «Мерседес Даймлер-Бенц» А. Болотов по непонятным причинам пересек двойную сплошную полосу и врезался в боковую часть автомашины «Фольксваген-Пассат», в которой находился мой муж. От удара автомашину Эркинбек уулу Жолдошбека развернуло на 180 градусов, и мой муж, который сидел на заднем сиденье, получил многочисленные ушибы и травму головы. Приехавшие на место происшествия сотрудники дорожно-патрульной службы составили схему расположения машин после аварии, зафиксировали тормозной путь, скорость, с которой двигались машины, и при свидетелях составили протокол о ДТП. Водители столкнувшихся автомашин и сидевший на переднем сиденье автомашины «Фольксваген-Пассат» пассажир с малолетним ребенком отделались легким испугом, а мой муж попал в больницу города Кемин. Врач, осмотревший моего мужа, сказал, что на голове гематома, которая скоро пройдет. Рентген не сделали. Через два дня мужа выписали, а дома Адилету стало плохо, и мы повезли его в Бишкек. В Национальном госпитале в первую очередь ему сделали рентген и выяснилось, что у Адилета тяжелая черепно-мозговая травма. Его срочно прооперировали. Хочу сказать, что мой муж, Азамат Болотов и Эркинбек уулу Жолдошбек – бывшие одноклассники, поэтому в суд мы на них подавать не стали, потому что они обещали нам помогать. В больнице они его навещали, привозили фрукты, даже их родители приезжали, но денег на операцию у них не было. Мы сами заплатили за операцию более 26 тысяч сомов. Чеки имеются. Врачи сказали, что нужна повторная операция. Мы снова обратились за помощью к его одноклассникам, но опять получили отказ. Тогда мы написали исковое заявление в Кеминский суд о принятии мер к А. Болотову и взыскании с него суммы за оплату лечения и двух операций. Мы потратили на лечение мужа примерно 90 тысяч сомов. Это подтверждается справками и чеками. Сумму, потраченную на лекарства, которые мы покупали без чеков, мы не указывали.

Слушание состоялось в Кеминском суде 25 сентября прошлого года. Только на суде мы узнали, что, оказывается, якобы мой муж 2 апреля 2014 года написал встречное заявление, что претензий к А. Болотову не имеет. Мой муж никакого заявления не писал, потому что в этот день мой муж находился в больнице, где ему сделали повторную операцию. У нас есть доказательства: медицинская карта, справка за подписью врачей – заведующего отделением реанимации, хирурга и лечащего врача. Написать заявление мой муж в таком состоянии не мог, да и почерк не его. Мы об этом говорили и следователю, и судье, но нас никто не стал слушать. Кеминский районный суд под председательством судьи Н. Эшалиева оставил наше исковое заявление без рассмотрения.

Я не работаю, сижу с малышом дома, Адилету дали вторую группу инвалидности. На момент аварии он учился на последнем курсе в университете, но теперь, конечно, ни о какой учебе не может быть и речи. Работать он тоже не может: его постоянно мучают головные боли, у него начались приступы эпилепсии, а ведь предстоит еще одна операция. Мы в отчаянии и просим помочь нам восстановить справедливость.

 

Искаженные факты

Как сообщил адвокат потерпевшего Адилета Шершеналиева, в Кеминском суде с большим трудом приняли дополнительное исковое заявление о возмещении вреда здоровью. Дело рассматривал судья Н. Эшалиев, который вынес вердикт, что лицо, совершившее преступление, не скрывается, признает свою вину, а также извинился перед пострадавшим А. Шаршеналиевым. Поэтому в соответствии с частью 4 статьи 67 УПК КР он вынес решение прекратить дело с формулировкой «за истечением срока давности». Так что А. Болотов вышел из зала суда оправданным.

– Я написал апелляционную жалобу в Чуйский областной суд об отмене постановления Кеминского районного суда, поскольку основным доказательством вины А. Болотова в совершенном им преступлении является судебно-автотехническое заключение экспертов за номером 2109/13 от 8 мая 2014 года, проведенная ГЦСЭ при Министерстве юстиции Кыргызской Республики. Следователи также допустили ряд пробелов в своей работе – не отработали версию о причинах пересечения двойной сплошной линии водителем А. Болотовым, не установили состояние здоровья водителя на момент ДТП, также не было проверено техническое состояние управляемой им автомашины на момент аварии. Судья же не стал выяснять, кто написал встречное заявление, поданное в Кеминский суд от имени пострадавшего Адилета Шаршеналиева. Кстати, это заявление в отличие от тех, которые подавались самим пострадавшим, было принято сразу и на его основании дело было прекращено, – заключил адвокат Адилета Шаршеналиева.

Принимая во внимание ходатайство адвоката потерпевшего о возвращении дела в следственные органы в порядке, предусмотренном ст. 264 УПК КР, апелляционную жалобу теперь должен был рассмотреть Чуйский областной суд.

Перед началом разбирательства дела в Чуйском областном суде наш корреспондент созвонился с судьей Н. Эшалиевым, который в телефонном разговоре подтвердил, что вынес решение о прекращении дела в связи с давностью срока.

 

Приговор обжалованию не подлежит

4 июня судейская коллегия Чуйского облсуда выслушала претензии адвокатов двух сторон. Адвокат потерпевшего А. Шаршеналиева зачитал свое ходатайство. Затем выступил адвокат ответчика А. Болотова.

Он построил свою речь на том, что якобы со стороны истца было написано встречное заявление, что претензий к водителю А. Болотову он не имеет. Сам А. Болотов вину признал и даже извинился.

– Травмы, полученные А. Шаршеналиевым при аварии, не являются особо тяжкими, – подчеркнул в своей речи адвокат, – а мой подзащитный принес свои извинения и оплатил лечение… (При этом адвокат ответчика никаких доказательств о сумме оплаты за лечение суду не предоставил. – Прим. корр.) Прошу судейскую коллегию Чуйского областного суда оставить решение Кеминского суда в силе, – так закончил свое выступление адвокат ответчика А. Болотова.

Посовещавшись, судейская коллегия Чуйского областного суда вынесла вердикт: ходатайство адвоката потерпевшего А. Шаршеналиева о возвращении дела в следственные органы в порядке, предусмотренном ст. 264 УПК КР, отклонить и оставить решение Кеминского районного суда в силе.

 

Много вопросов, мало ответов

Почему судейская коллегия Чуйского областного суда не обратила внимание на материалы дела – заключение экспертизы Кеминского районного отделения СМЭ, где судмедэкспертом И. Абдылдаевым дана оценка степени тяжести; повторной экспертизы, где оценка степени тяжести повреждения дана как «тяжкий вред здоровью»; рентгеновские снимки, на которых ясно видно повреждение черепа от полученной травмы. Не была проведена графологическая экспертиза почерков встречного заявления и, наконец, из-за «не особо тяжких повреждений», полученных во время ДТП, медико-социальная экспертная комиссия от 03. 09. 2014 года признала Адилета Шаршеналиева инвалидом второй группы.

Вопросов в этом деле больше, чем ответов. Наша Фемида не всегда беспристрастна, и порой чаша весов склоняется, образно говоря, в пользу небитых.

Жизнь Адилета Шаршеналиева в корне изменилась после ДТП: потеря учебы и работы, а ведь у него семья и маленький ребенок. И это самое страшное – он стал инвалидом на всю жизнь.

Виновных в этом деле не нашлось. Видимо, определить тех, кто сломал молодую жизнь, в нашей правовой системе невозможно. Или все же есть и другие факторы?…

 

Нурия ШАГАПОВА.

Фото www.