— Жылдызкан Айтибаевна, хочу отметить, что народ вас ценит за то, что вы говорите правду в лицо. Как формируется любовь к родине?
— Любовь к родине появляется не из-за какой-то необходимости. Любовь к родине рождается вместе с человеком. Каждый человек хранит и чтит это чувство. Будет хорошо, если это чувство позволит человеку делать полезные вещи для страны.
— Прошло пять лет со времен апрельских и июньских событий. Недавно вы побывали в Оше, где отмечалось пятилетие трагических событий, сказали, что единство двух народов сыграло значительную роль, чтобы остановить те события. Вы бываете среди народа. Как к нынешней власти относится народ, оправданы ли надежды?
— Во время трагических событий в апреле и июне пострадал простой народ, проливалась их кровь. Это я хочу подчеркнуть. После апрельских событий народ возлагал большие надежды на власть. Некоторые участники апрельских событий говорят: «Власть не оправдала надежды, она нас обманула». Судя по тому, что я заметила на лицах пострадавших от Ошских событий, их сердца полны горя. Две трагедии превратились в национальную трагедию для страны, наш народ столкнулся с двумя трудностями сразу. Поэтому доверие народа к власти находится на низком уровне. Народ не очень хорошо относится к трем ветвям власти. Потому что народ ждал больших успехов от парламентского правления. В том числе оппозиционная партия «Ата Журт» многое ждала. Но только некоторые из нас действительно старались, пытались оправдать надежды, связанные с апрельскими и июньскими событиями. К сожалению, мы не довели дело до конца.
— Такова сущность коалиции большинства. Но и народные избранники из оппозиционных фракций не выполнили свои обязанности на должном уровне. Пускай не обижаются мои коллеги, но нужно это признать. Потому что стало очевидно — большинство депутатов являются бизнесменами. Меня огорчает то, что они не стоят твердо в вопросах, касающихся интересов страны, народа, но суетятся, когда дело касается их бизнеса. Поэтому нужно сокращать число депутатов с 120 до 60, нужно отменять неприкосновенность, нужно сохранить императивный мандат, если депутаты не будут избираться по одномандатным округам. Я отправила соответствующие предложения группе, которая хочет внести изменения в Конституцию. Потому что эта группа преследует личные цели, кто-то хочет стать председателем Верховного суда, второй хочет стать депутатом парламента. Кто-то намерен стать премьер-министром, а кто-то спикером, а в 2017 году — президентом. Как оказалось, в нашей стране горстка политиков даже готова внести изменения в Конституцию и пролить кровь, лишь бы попасть во власть.
— Может ли парламент выполнить свои обязательства?
— Не могу сказать, что за пять лет парламент выполнил свои обязательства на высоком уровне. Потому что объединились политики с различными взглядами. Мало того, что они собрались в парламенте, разделились на партии, они разделились как кадры Акаева, Бакиева, Отунбаевой и Атамбаева. Мало того что они роются в делах друг друга, некоторые депутаты коалиции почувствовали власть в своих руках и посадили своих коллег в тюрьму. Таким образом, политическая элита Кыргызстана оказалась в «карусели мести» и это явление еще долго будет продолжаться. Предыдущая власть будет мстить действующей власти. К сожалению, работали мы не очень хорошо, но определенная работа выполнена.
— В свое время народные избранники, вроде К. Ташиева, С. Жапарова, Т. Мамытова, Н. Тюлеева, А. Келдибекова были взяты под стражу, но вы оказали им моральную поддержку. Как вы к ним относитесь сейчас?
— У меня сохранились отношения с Ахматбеком Келдибековым, Садыром Жапаровым, Нариманом Тюлеевым на уровне коллег. Но не сохранились человеческие и профессиональные отношения с Камчы Ташиевым и Талантом Мамытовым. Потому что К. Ташиев 8 июня 2014 года в 23:00 через Таланта Мамытова пригласил меня к себе в дом, потребовал, чтобы я ушла с должности лидера фракции «Ата Журт». Как оказалось, какие-то политические силы обещали ему погасить судимость, если я уйду с должности лидера. Я не была против, потому что в свое время не пожалела сил, чтобы были оправданы Ташиев и Мамытов. Я попросила вернуться к этому вопросу в сентябре, после каникул, чтобы все было законно. Предложила созвать фракцию, устроить открытое голосование среди 19 депутатов, после чего буду готова сложить с себя полномочия. Но они целый год мучились, не сумев провести заседание. Было много политических игр, чтобы отправить меня в отставку. Первая причина была указана мной выше. Вторая причина связана с тем, что я выступаю против внесения поправок в Конституцию. В-третьих, когда я отправилась 8 июня на памятные мероприятия. Но власть с безразличием ко всему этому отнеслась, не было там представителей столичной власти, ни президента, ни премьер-министра, ни вице-премьеров, ни министров, ни депутатов, ни спикера ЖК и его заместителей. Да и местная власть не совсем хорошо подготовилась к этой дате. Конечно, я была опечалена такой ситуацией, раскритиковала мэра города Оша А. Кадырбаева. В этот момент депутаты нашей фракции спешно собрали подписи, требуя моей отставки, вынесли нелегитимное решение. Мало того, 10 июня, в мое отсутствие, Надира Нарматова зачитала перед общественностью нелегитимное решение. Ни один народный избранник не принял участие на памятных мероприятиях. Допустим, президент Алмазбек Атамбаев был занят, встречая Пан Ги Муна. А что с остальными? Почему не поехал Сариев? Должны были туда поехать представители трех ветвей власти, разделить горе народа.
— Спрашивали ли вы у Камчыбека Ташиева о причине, по которой он требовал вашего ухода с должности лидера?
— Ташиев сказал прямо: «Ко мне поступил политический заказ, по которому вы должны покинуть пост лидера». Я сказала: «Камчы, я уйду с должности лидера, если это в твоих интересах». Но отметила, что все вопросы нужно решать в рамках закона, чтобы в парламенте не появился такой прецедент. Потому что я сижу в законодательном органе власти и не могу подчиниться нелегитимным решениям. Политики должны говорить все в лицо. Вместо того чтобы тайно собирать подписи, нужно открыто озвучить претензии. А что получилось в итоге. Меня отправили в отставку, а история запомнит этот инцидент как случай, когда законодательный орган власти принял нелегитимное решение. Политик никогда не должен кого-то предавать, нужно своевременно говорить правду в лицо, нужно служить стране и народу. Потому что сегодняшний день завтра станет историей, завтра новые женщины станут депутатами, мы должны остаться для них примером.
— Примете ли участие на предстоящих выборах?
— Пока не приняла решение об участии на выборах. Не знаю, после случая с К. Ташиевым я буду выбирать не партию, а лидера партии. Говорят: «Обжегшийся на молоке в воду дует». Поэтому я сделаю акцент на следующих вещах: «Каков лидер партии, каковые его человеческие качества, не предаст ли он в будущем, не будет ли выполнять политический заказ, не бросит ли он, если будет оказано давление со стороны политических сил, не вонзит ли нож в спину?»
— Значит, мы можем увидеть вас в предвыборном списке другой партии?
— Если я найду достойный ответ на упомянутые вопросы, вполне возможно, вы найдете меня в списке другой партии.
— Вы выступаете против объединения партий «Республика» и «Ата Журт». Почему?
— Партия «Ата Журт» попала в парламент, получив первое место на выборах. При любых обстоятельствах наши избиратели не отвернулись от нас, поэтому на осенних выборах партия должна была участвовать своими силами, не объединяясь с кем-либо. А Ташиеву не следовало бы просить у кого-то прощения. Время покажет, чем все закончится.
— Ваш коллега К. Абдиев недавно попал в Конституционную палату. Что вы думаете об этом?
— Курмантай Абдиевич много лет проработал в системе прокуратуры, он опытный юрист. Он умеет писать законы. Думаю, попав в Конституционную палату, мой коллега принесет большую пользу стране.