Дело об убийстве Бориса Чебакова кочевало по судам всей Чуйской области 11 лет, несмотря на очевидность вины преступников. Несовершенство судебной системы и лазейки в законах, старания ловких адвокатов и коррупция зачастую дают возможность избежать наказания даже за совершение особо тяжких преступлений. Судебные процессы, длящиеся долгие годы, изматывают потерпевших, находящихся в состоянии нервного потрясения и стресса от потери близкого человека до такой степени, что многие просто опускают руки от бессилия и отчаяния перед безжалостным судебным маховиком. Некоторые, спустя годы, не найдя в себе сил добиваться справедливого наказания для убийц, отступают. Человека уже не вернешь, а видеть в зале суда виновников его гибели, увиливающих от наказания, тяжелое испытание. Но родители Бориса Чебакова, несмотря на свой преклонный возраст, нашли в себе силы и довели дело до конца. Верховный суд поставил точку в уголовном деле, вынеся приговор двум убийцам.
Роковая красотка
В 2003 году в селе Киргшелк Ысык-Атинского района началась романтическая история любовного треугольника, закончившаяся убийством одного из ее участников. За 18-летней сельской красавицей Кристиной Лореш ухаживали двое парней. Односельчанин Борис Чебаков каждый день встречался с Кристиной, а вот его сопернику Николаю Семину было сложнее. Но Николай, словно зачарованный, мотался к девушке на свидание за несколько километров, выискивая любую возможность.
Кристине весьма льстило внимание обоих кавалеров, и поэтому она постоянно подогревала их внимание к своей персоне, вызывая у них ревность. Николай Семин сделал Кристине предложение руки и сердца, подарил кольцо, но его соперник Борис Чебаков лишь усмехался над попытками Николая завоевать сельскую красотку. Он был уверен, что Кристина останется с ним, и поэтому, посмеиваясь, называл Николая и его друга Романа Беспалого «лохами». Зачем Кристина сообщила Николаю и Роману о столь нелицеприятных отзывах в их сторону, так и осталось неясным. Остается только догадываться. Но слова Бориса так задели Николая и Романа, что привели к трагедии. Сожалела ли когда-нибудь Кристина Лореш, что спровоцировала конфликт между парнями? Сожалела ли она о мучительной смерти Бориса Чебакова и покалеченных судьбах двух других участников драмы, оказавшихся в колонии на долгие годы? Ответов на эти вопросы нет. У нее тоже не спросишь. Сельчане говорят, что через пару лет после трагедии уехала Кристина Лореш за границу: вроде даже замуж вышла и хорошо устроилась в жизни. Скорее всего, девушка постаралась забыть о случившейся трагедии, забыть о том, как невольно стала ее косвенной виновницей.
«За лохов ответил»
Затаив кровную обиду за оскорбление, Николай и Роман разобрались с обидчиком в стиле 90-х годов.
13 января 2004 года Николай Семин и Роман Беспалов около 20.00 вечера приехали в село Киргшелк на автомашине «Мерседес-Бенц», решив подкараулить Бориса и призвать его держать ответ за нанесенное оскорбление. Сначала парни повеселились на дискотеке в местном клубе, а затем, разгоряченные алкоголем, направились к дому Бориса Чебакова, чтобы разобраться по-мужски с более удачливым соперником. Борис, ничего не подозревая, в это время вместе с Кристиной праздновал Старый Новый год в компании ее сестры Татьяны Ереевой, пока парни терпеливо дожидались, сидя в машине, возле дома Бориса Чебакова. Ждали они долго, и едва Борис с Кристиной поравнялись с машиной, парни подошли к парочке и предъявили свои претензии.
— Ты зачем нас лохами называл? Да ты знаешь, что за «базар» отвечать придется? – Николай подошел вплотную к Борису, и парни уперлись лбами как быки.
Кристина испугалась, дело зашло слишком далеко, и такого поворота событий она явно не ожидала.
— Пойдем, пойдем домой! – Кристина схватила Бориса за руку и насильно потащила его в дом. Девушка рассчитывала, что парни не станут дожидаться и уедут в свое село. К тому же на шум вышли родители Бориса и посоветовали оскорбленным Николаю и Роману убираться подальше. Немного переждав, Борис проводил Кристину домой и… пропал. Встревоженные родители всю ночь искали сына, на следующий день подали заявление в милицию о пропаже человека, обошли и обзвонили всех его друзей и знакомых. Нашли парня ровно через месяц после исчезновения.
13 февраля, когда спустили воду в шлюзе БЧК, расположенного в районе ГЭС-1, жители села Лебединовка увидели тело молодого мужчины с признаками насильственной смерти. Руки убитого были туго связаны тюковой капроновой веревкой, шея и тело обвиты стальной толстой цепью. При погибшем документов не было, чтобы установить личность запросили по картотеке числившихся в розыске. Отец Бориса Чебакова опознал в погибшем сына по лицу, одежде и татуировке, имеющейся на плече сына: представитель отряда хищных кошачьих был выполнен кустарным зоновским способом. По малолетке Борис попал в колонию за кражу, там отметину на плече и сделал. Пожалуй, только сам покойный знал, какой именно хищник красуется на его предплечье. Но впоследствии эта самая татуировка вызвала споры и нарекания при рассмотрении уголовного дела, возбужденного по факту убийства 20-летнего Бориса Чебакова. Почему-то сфотографировать ее ни следователь, ни эксперт не догадались или не удосужились.
Судебно-медицинская экспертиза установила, что причиной смерти является утопление, так как в почках погибшего был обнаружен диатомовый планктон.
По подозрению в совершении убийства Бориса Чебакова 13 февраля 2004 года были задержаны Николай Семин 1982 г. р. и Роман Беспалов 1982 г. р. Следствием было установлено, что после того как Борис проводил Кристину домой подозреваемые в убийстве молодые люди подкараулили его, затолкали в свою машину, вывезли за пределы села и жестоко избили. Когда Борис потерял сознание, парни решили избавиться от него, испугавшись, что Борис заявит на них в милицию. Пока Борис лежал без сознания, парни съездили домой к Роману Беспалову в село Кенеш, взяли капроновую веревку и цепь для буксировки машины и вернулись на место преступления. Связав руки Бориса веревкой и обмотав его тяжелой цепью, погрузили в машину и отвезли к железобетонному мосту возле села Кенеш, где сбросили беспомощного парня в БЧК. Николай Семин и Роман Беспалов дали признательные показания, пояснили обстоятельства дела при воспроизведении событий преступления при съемках на видеокамеру. Кроме того свидетели подтвердили как неприязненные отношения между погибшим и подозреваемыми, так и факт их встречи 13 января 2004 года, после которой Борис не вернулся домой. Владелец буксировочной цепи рассказал, как отбуксировал свою машину к дому Романа Беспалова на ремонт. Когда Беспалов не смог ее починить, то забрал, но уже не на цепи, а на тросе. Казалось бы, преступники изобличены и им не уйти от наказания за совершенное убийство. Однако не тут-то было!
Кошки-мышки с правосудием
Подозреваемые в совершении убийства Бориса Чебакова были признаны виновными и приговорены к лишению свободы в колонии усиленного режима: Роман Беспалов к 17 годам, а Николай Семин к 21 году. Но нахождение в местах лишения свободы никак не входило в планы осужденных за совершение особо тяжкого преступления. Несколько раз дело отправляли на доследование, сменяющие друга защитники осужденных требовали произвести эксгумацию тела убитого Бориса Чебакова, утверждая, что захоронен совсем другой человек. Соответственно, если нет тела, то нет и дела. Как рассказала адвокат потерпевшего Татьяна Пряслова, мать погибшего Бориса Чебакова отказалась вскрывать могилу сына и в знак протеста над осквернением его тела облила себя на кладбище бензином. В качестве аргумента в необходимости проведения эксгумации трупа Бориса Чебакова защита подсудимых приводила несоответствие местонахождения татуировки на теле погибшего. Но тот факт, что отец убитого находился в стрессовом состоянии из-за исчезновения сына и не сразу сориентировался на правом или левом плече находилась татуировка, и какой именно хищник был изображен, учтен не был. Даже то, что отец погибшего подсыпал землю на осевшую могилу, адвокаты подсудимых пытались использовать в пользу своих подзащитных. Кроме того, Роман Беспалов и Николай Семин утверждали, что признательные показания они дали под психологическим и физическим давлением оперативных сотрудников. По словам Николая Семина, мать которого работала в бухгалтерии того самого Ысык-Атинского РОВД, били их сразу после того, как мать ушла с работы домой. Трудно даже представить, как далеко может завести ложь в попытке уйти от ответственности за совершенное преступление.
В отношении сотрудников милиции было возбуждено уголовное дело, но поскольку заявления подсудимых были беспочвенны и бездоказательны, то после проведенной проверки и расследования оно было прекращено. Затем каким-то образом из материалов уголовного дела исчезли две видеокассеты с записью воспроизведения событий с места преступления. 8 ноября 2006 года Ысык-Атинский районный суд Чуйской области оправдал Романа Беспалова и Николая Семина из-за недоказанности их участия с совершении убийства… и освободил из-под стражи, изменив меру пресечения на подписку о невыезде. С 2006 года Николай Семин и Роман Беспалов, вернувшись в ранг подозреваемых, время от времени являлись на судебные заседания, периодически откладывая процессы, пользуясь уже известной схемой затягивания времени. Дело об убийстве Бориса Чебакова было рассмотрено уже почти во всех районных судах Чуйской области, даже коллегиями по гражданским и экономическим делам.
В марте прошлого года судебная коллегия по уголовным делам, рассмотрев в очередной раз уголовное дело об убийстве Бориса Чебакова, признала Романа Беспалова и Николая Семина виновными в совершенном ими преступлении, но освободила их от наказания в связи с истечением срока давности привлечения к уголовной ответственности!
Так бы и ушли Николай Семин и Роман Беспалов от уголовной ответственности за совершенное преступление за истечением срока давности, если бы не решение Верховного суда, посчитавшего такой исход дела недопустимым.
Поднаторевшие на лжи
Уголовное дело в отношении Николая Семина и Романа Беспалова было вновь рассмотрено в Чуйском областном суде, куда обвиняемые в совершении тяжкого преступления являлись самостоятельно. Своей вины, повзрослевшие на 10 лет с момента убийства парни, так и не признали. Как и все убийцы в таких случаях они рассказывали о том, как их избивали сотрудники милиции, выбивая признательные показания. По их словам, неприязненных отношений ни с кем из свидетелей у них не было, но, тем не менее, по непонятным для них причинам они дают ложные показания. Вот только почему-то признательные показания он дал и судебному психиатру, проводившему обследование, с которым у подсудимого, по его же словам, тоже не было неприязненных отношений. Наверное была потребность излить душу, разобраться с помощью специалиста в себе, в какой момент и по какой причине парень из хорошей семьи превратился в зверя. Наверное не разобрался, потому как не раскаялся Николай Семин. Судебная экспертиза не обнаружила следов побоев на телах подсудимых, несмотря на показания наркозависимого Романа Беспалова о том, что в кабинет следователя, проводившего допрос, то и дело заходили многочисленные оперативники с единственной целью – избить задержанных. Совсем неправдоподобно и неубедительно прозвучал аргумент подсудимых о том, что, подписывая признательные показания, они просто хотели, чтобы оперативники от них отстали!
Признаться в совершении убийства для того, чтобы сотрудники милиции отстали?! Что может быть глупее? Но Николай Семин и Роман Беспалов не думают о том, как они выглядят – глупо, непорядочно, подло… Им все равно. Главное – избежать наказания за совершенное убийство, остаться на свободе, жить… Впрочем, с 2006 по март нынешнего года им это вполне удавалось. Судебная коллегия по уголовным делам Чуйского областного суда вынесла приговор в отношении Николая Семина и Романа Беспалова, назначив им наказание в виде лишения свободы сроком на 14 лет в колонии усиленного режима. Услышав решение суда, убийцы заметно разволновались. Пот градом скатывался по лысеющему лбу Николая Семина, наркоман Роман Беспалов теребил полы своей рваной джинсовой куртки, отчаянно заглядывая в глаза их общего адвоката. Убийцы были взяты под стражу в зале суда, и в тот же день предприняли попытку оспорить довольно мягкий для заигравшихся с правосудием убийц приговор.
3 июня в деле об убийстве 24-летнего Бориса Чебакова Верховный суд поставил точку в многолетней истории судебного разбирательства, оставив в силе приговор областного суда.
У родителей Николая Семина и Романа Беспалова есть шанс увидеть своих сыновей хотя бы через 14 лет, а может и раньше благодаря амнистиям, условно-досрочным освобождениям, как ни странно применяемым к убийцам. А вот для родителей Бориса Чебакова их сын остался 24-летним парнем, так и не узнавшим жизнь…
Милана СОБОЛЕВА.