Ежегодно в преддверии 9 Мая – Дня Победы – председатель совета ветеранов профсоюзного движения республики Зулайха Токтолиевна Исхакова рассказывает о людях, рожденных до, во время и после войны. О тех, у кого не было детства и юности, потому что война отняла у них это золотое время. Но благодаря этим рассказам жива память – память о выстраданном детстве.
– Посмотрите, здесь есть много интересных материалов, в том числе и о Вере Павловне Мусиенко – несовершеннолетней узнице фашистских концлагерей, – сказала она, подавая мне папку с личными данными ветеранов. – Трагедия бывших малолетних узников фашистских концлагерей, детей, угнанных в рабство, это трагедия всей нашей страны. Эти воспоминания пронизаны болью и страхом, унижениями и недетскими испытаниями, выпавшими на их долю. Эти воспоминания о живых и для живых. Возможно, ее судьба тоже будет интересна читателям, – добавила Зулайха Токтолиевна.
Мы писали о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла и блокадниках.
Мы пришли из распятого детства,
Где погибли отец или мать.
И досталась нам память в наследство,
Чтобы внукам ее передать.
Именно с этих строк стихотворения Людмилы Голодяевской, посвященной узникам концлагерей, мне бы хотелось передать историю Веры Павловны Мусиенко, которую рассказала мне Зулайха Исхакова.
Она выжила, потому что верила в Победу
– Незадолго до начала войны чета Ивановых с шестью детьми переехала из села Труд в город Новгород. Семилетняя Вера была предпоследней в семье. Когда Вера заболела брюшным тифом, ее положили в больницу, которая находилась за рекой Волхов. Река разделяет Новгород на две части – левобережную, так называемую Софийскую, и правобережную – Торговую. Ивановы жили на Торговой стороне. Пролежала Вера в больнице до августа. Когда очередной раз отец навестил Веру, медики сказали ему, чтобы он принес одежду для дочери, поскольку всех детей из больницы выписывают: немцы подходят к городу. Вернуться за Верой отец уже не успел. Фашистские самолеты в этот же день начали бомбить город и впервую очередь взорвали мосты через реку Волхов.
Немцы вошли в город. Из больницы они выгнали всех больных. Семилетняя Вера увидела, как фашист ударил пистолетом по голове четырехлетнего мальчика. Тот упал, а девочка подбежала к нему и шепнула: «Не плачь, а то они тебя убьют». Потом они вместе с ним, полураздетые и голодные скитались по городу. Прятались в подворотнях, ночевали на берегу реки под перевернутыми лодками. Здесь их нашли немецкие солдаты и отправили в лагерь для военнопленных в Колмово, где за колючей проволокой в ужасных условиях находились не только советские солдаты, но и гражданские лица и дети.
С августа 1941 по 1943 год Вера находилась там, а потом вместе с другими заключенными немцы отправили детей в концлагерь в Латвию. Названия лагеря Вера Павловна не запомнила, помнит, что там было очень много детей, и условия содержания были еще ужаснее и страшнее. Потом немцы решили вывезти всех пленных в Германию. Погрузили их в вагоны-телятники, где не было ни скамеек, ни туалета. Вместо туалета – дырка в полу вагона. Было очень холодно и все прижимались друг к другу, чтобы согреться. В пути дети и взрослые умирали, их немцы на полустанках просто выбрасывали из вагонов.
В Западной Белоруссии партизаны подорвали железнодорожный путь, состав был остановлен, но немцы всех пленных отправили в ближайший немецкий концлагерь Кореличи, который они создали в Барановичском районе Брестской области.
Здесь не только немцы, но и полицаи издевались над детьми. Утром и вечером, в любую погоду, они выстраивали детей на плацу и заставляли их петь немецкий гимн…
В воспоминаниях Веры Павловны есть такой случай: однажды немцы завалили стол хлебом и заставили голодных детей ходить вокруг него, а того, кто протянет руку за хлебом, забивали насмерть. Издевались над голодными детьми как могли: каждый раз придумывали пытки страшнее и унизительнее. Вера выжила, потому что верила в Победу, верила, что ее ищут папа и мама.
В 1944 году советские солдаты освободили Белоруссию и пленных.
В Кореличах был организован детский дом, где оставили освобожденных детей, в том числе и Веру. Работники детского дома писали письма с запросами, разыскивали родителей детей, но родных Веры найти не смогли. Потом сама Вера пыталась их разыскать, но на все запросы получала ответ: «Не имеем точных данных, ничего не можем сообщить».
После окончания 7-го класса четырнадцатилетнюю девочку направили учиться в Ригу, в ремесленное училище полиграфистов, а через четыре года молодой специалист-переплетчик переплета Вера Иванова по распределению была направлена в типографию №1 города Фрунзе.
Долгожданная встреча
– Очень тяжелая судьба у женщины, лишенной детства, – вздохнула Зулайха Токтолиевна. – Но у этой истории есть продолжение. Пять лет Вера Павловна проработала в типографии, потом вышла замуж и взяла фамилию мужа – Мусиенко – и переехала вместе с семьей в Каракол (Пржевальск). Там она 40 лет проработала в местной типографии. Неоднократно избиралась секретарем первичной партийной организации, трижды – членом обкома партии, работала освобожденным секретарем облсофпрофа Иссык-Кульской области. За активную общественную и производственную деятельность дважды была награждена Грамотами Верховного Совета Киргизской ССР, Почетной грамотой ВЦСПС, другими наградами и медалями. Да и сегодня, несмотря на возраст, Вера Павловна – активный член нашего совета, – сказала Зулайха Токтолиевна.
– Скажите, пожалуйста, а Вера Павловна нашла своих родных?
– Нашла. Она их искала более сорока лет. А случилось это так: кто-то из сотрудников типографии посоветовал ей написать письмо в газету «Волгоградская правда» с просьбой помочь разыскать родных. Буквально через неделю ей пришел ответ, что родители живут в Эстонии и указали адрес. Встреча с родными состоялась 13 мая 1984 года. Она мне рассказывала, как на радостях забыла письмо дома и вспомнила об этом только в Таллине. В поезде попутчики узнали Веру Павловну: оказывается, ее письмо было напечатано и в эстонских газетах. Они подсказали ей, как добраться до родных. На вокзале Веру Павловну встречали отец и сестра. Все плакали, и ее попутчики тоже. Мама ждала ее дома.
Каждый раз, когда я встречаюсь с Верой Павловной, она говорит мне: «Будь проклята война, сколько горя она принесла, сколько судеб искалечила, сколько детей убила. Я до сих пор не могу смотреть фильмы о войне и о детях-сиротах. Не дай Бог пережить нашим детям и внукам то, что пришлось пережить нам – детям той страшной, далекой, но незабываемой войны».
Записала Нурия ШАГАПОВА.
Фото из архива Совета ветеранов профсоюзного движения КР.