На днях я задала себе вопрос: кто в нашей группе пенсионеров «Надежда» воспитывался в семье фронтовиков – участников Великой Отечественной войны? И получила такой ответ: 8 из 10 человек. И сегодня, я думаю, что самое подходящее времяосвежить свою память и назвать их имена.
Софья Павловна Гашинская, едва получив среднетехническое образование, в феврале 1942 добровольно ушла на фронт, служила медицинской сестрой, выносила на своих девичьих плечах раненых солдат, получила контузию, но с линии фронта не ушла. Воевала на фронтах с 22-й стрелковой дивизией до июля 1943 года и была награждена боевыми орденами и медалями. Послевойны почти 40 лет трудилась в Кыргызстане в пищевой промышленности, начав карьеру рядовым экономистом на Пржевальском винзаводе, и ушла на пенсию в должности замначальника планового отдела Министерства пищевой промышленности. А похоронена Гашинская Софья Павловна в 1993 году на Таласском православном кладбище.
Борис Павлович Гашинский с детства привык быть самостоятельным, и в большой семье как единственный брат был примером и защитником для своих сестёр. Не удивительно, что, когда началась война он, как и многие его ровесники, прибавив год к своему возрасту, сначала попал на краткосрочные курсы командиров, а потом на Ленинградский фронт, где и служил почти 7 лет. Надо ли говорить о том, какие кровопролитные бои вели немцы, стремясь захватить Ленинград, не жалея ни людей, ни технику, ни снарядов и пуль? В этой обстановке даже офицеры робели, когда надо было найти командира штрафного батальона. «Ну, раз никто не хочет, пойду я», – подумал тогда Борис Павлович и сам вызвался командовать штрафниками. Конечно, им доставались самые трудные бои, и однажды он был серьёзно ранен, но, едва поднявшись, снова вёл за собой солдат, показывая примеры бесстрашия и отваги. За долгие 2 года войны командование не раз представляло его к наградам и повышало в званиях, но в мирное время Борис Павлович награды надевал редко, а званием полковника Советской Армии гордился. Воину он закончил в Германии и был до 47 года комендантом одного из немецких городов. Вернувшись с фронта, облюбовал для себя жизнь в Киргизии, постепенно к нему перебрались его мама и сёстры. А сам работал скромным учителем физики долгие годы сначала в четвёртой школе города Талас до 1960 года, а затем в селе Белогорка под Бишкеком. Воспитал дочь, сына и внуков.
Григорий Семёнович Шапоренко также прошёл военную службу в рядах нашей Советской Армии, проявляя храбрость, выдержку и дисциплину. Вглядитесь внимательно в его портрет, и вы сразу догадаетесь, что служил он в рядахлегендарной Чапаевской дивизии и этим очень гордился. В одном из боев, когда он подвозил патроны нашим солдатам, в повозку попала вражеская бомба. Григорий Семенович чудом уцелел, но был тяжело ранен. Один из осколков попал в плечо, да там и остался до самой кончины ветерана.
В 1946 году он вернулся на родину, в село Водное, работал конюхом и почтальоном, воспитал 14 детей. А мы хорошо знаем его дочь – Чучманову Валентину Григорьевну. Характером она вся в отца – такая же трудолюбивая, честная, отзывчивая и дисциплинированная. Именно поэтому она является лидером группы пенсионеров и у себя дома создала настоящую штаб-квартиру для пожилых людей, где решаются все наболевшие вопросы их жизни.
К этому хочется добавить, что она – мама пятерых детей, но при этом имеет почти тридцать лет трудового стажа, а работала штукатуром-маляром в колхозе имени Ленина в нашей Таласской области, прошла трудную жизненную школу, поэтому и чувствует себя уверенной хозяйкой во всём, и этим во многом похожа на отца-фронтовика.
В семье Чучмановых Татьяны Никитичны и Александра Васильевича было 13 детей – 8 мальчиков и пятеро девочек. Когда началась война, на фронт ушли Иван, Павел, Георгий, Сергей, из них двое не вернулись. Георгийбыл мобилизован и ехал в эшелоне солдат, но под Москвой их эшелон попал под авиационную атаку фашистов и погиб молодым в самом начале войны.
А Сергей уже в конце войны погиб от фашистской мины в украинском лесу. Они не были женаты, и только родные помнят их и часто с грустью вспоминают их вечно молодые лица. Старший брат Павел прошёл всю войну вплоть до Великой Победы. До войны он работал шофёром в Ленинполе, женился в Таласе, плотничал в колхозе 40 лет Октября, воспитывал четверых сыновей.
Сурово обошлась война с братом Иваном. Он пришел с фронта без правой ноги, но надо было жить, поднимать семью и сына, и Иван пошёл работать на станцию техобслуживания механиком-ремонтником.
О войне братья не любили рассказывать. Вернувшись с фронта, прятались от матери, когда закуривали сигареты. Такая стеснительность вас, пожалуй, удивит, но тогда курение считалось зазорным явлением, тем более при родителях. Этими воспоминаниями с нами поделилась Евдокия Александровна Чучманова, которой 14 марта исполнилось 95лет. И нам хочется поклониться этой женщине за короткий, но проникновенный рассказ. Евдокия Александровна была пятым ребёнком в этой большой семье, и хочу отметить, что и поныне она сохранила прекрасную память и жизнелюбие.
Александр Емельянович Вишневский – отец Н. А. Мазуренко – служил в действующей армии во время войны с Японией. В сентябре этого года ему исполнилось бы 103года. Все, кто его знал, вспоминают его с теплотой: добрый был человек, но и чрезвычайно скромный. Дочь Надежда Александровна, сразу предупредила меня, что отец почти ничего не рассказывал о войне и говорил: «Вам этого знать не надо». Видимо, не хотел пугать детей, так как японцы очень жестоко вели себя в годы войны, особенно в отношении пленных. Да и во время боевых действий по причине неграмотности он не мог написать ничего жене и детям, и всю войну они ничего не знали о его судьбе и жизни. Он также никогда не пользовался льготами ветерана Великой Отечественной войны, старался сам заботиться о себе и своей семье, работал в родном городе Талас. В их семье было четверо братьев, и все защищали Родину в годы войны. Трое вернулись, а один Иван погиб во время боя на Волоколамском направлении под Москвой.
Фёдор Григорьевич Павленко – старший брат Ольги Андреевны и Власовой Любовь Васильевны, которые были маленькими девочками, когда началась война, помнят, как провожали брата на фронт в 41-м. Фёдор Григорьевич служил связистом, дошёл до Берлина. Приходилось постоянно работатьпод пулями, но он рассказывал, что, к счастью, пуля пролетит и всё мимо. Ранен не был ни разу, видимо, господь его спасал от беды. Вернулся с фронта в родной Талас. Много лет работал в ПМК трактористом, строил 5-ю школу, мясокомбинат, вырастил четверых сыновей, один из них – приёмный, и сейчас живёт в Москве. В ноябре прошлого года исполнилось 23года, какФёдор Григорьевич умер, но память об этом замечательном человеке будет жить вечно.
Когда началась война, Нине Петровне Божковой был всего один год, а в семье было пятеро детей. Но её отец Пётр Семёнович был призван в Красную Армию и отправлен на фронт, воевал до Великой Победы и вернулся домой лишь в декабре 1945 года. Её брату Василию Петровичу в 1941 исполнилось18 лет, но он после небольшой подготовки, получив роту, воевал на Белорусском фронте. Как и многие другие женился после войны, воспитал троих детей. Работал в райцентре Барановичи директором средней школы и пользовался большим почётом и уважением не только среди горожан, но и во всей области.
Младшему брату Нины Петровны Анатолию, 1927 года рождения, тоже довелось участвовать в военных действиях в Манчжурии, и вернулся он с войны только в 1952 году.
Константин Максимович Кулябин также прошёл военную службу в рядах Красной Армии, проявляя храбрость, выдержку и дисциплину. Дошёл до Берлина, назло врагу остался жив, хотя каждый день рисковал подорваться на мине, потому что был сапёром. Дважды был ранен, но снова возвращался в строй к своей опасной службе, оберегая товарищей от гибели и очищая родную землю. Получил медаль «За отвагу». Одна из фашистских пуль попала ему в голову, но рана показалась ему не опасной, и лишь спустя 15 лет хирурги извлекли её, потому что головные боли стали беспокоить днём и ночью. И ещё, он отличался великой скромностью, не просил для себя и своей семьи никаких льгот, считал, что сам всё заработает, прокормит семью и воспитает детей, которых у него было четверо. Две дочери живут в Таласе, чтят память об отце, который не щадил себя ни в годы суровых испытаний, ни в мирное послевоенное время. А мы, современники, низко кланяемся ему за то, что не давал фашистам убивать, нести горе, слёзы и смерть не только на российской земле, но и на Украине, в Польше, Германии, с армией Рокоссовского дошёл до Берлина.
К сожалению, фотографий фронтовых лет наших земляков-ветеранов сохранилось очень мало. Не думали они, что их когда-нибудь будут чтить как героев, некогда было позировать и фотобумаги постоянно не хватало. Снарядов было маловато, а что уж говорить о фотографиях и прочем? Но память порой возвращает нас в то тревожное время и рождает в душе добрые чувства благодарности к их подвигам и поступкам.
Конечно, это скудные сведения о наших фронтовиках и ветеранах, но сейчас мы начали с помощью педагогов и учащихся собирать документы о них, фотографии и другие свидетельства их нелёгких судеб. Надеемся, что эта поисковая работа даст положительные результаты и обогатит нашу память о героях-защитниках Родины.
В. ГАШИНСКАЯ.