На вопрос о хобби они отвечают: «Волонтерство». И добавляют, что волонтеры бывают разные: у кого-то есть деньги, но нет времени, а у кого-то, как у них, нет денег, зато есть время и желание. Они – молодые люди, студенты различных столичных вузов, которые, однажды собравшись, решили помогать людям и своей стране.
Чем могут. По чуть-чуть, по шагу делая мир добрее и улыбчивее. И это не пафос и не просто слова, которые мы, взрослые, так часто повторяем, что затерли смысл и перестали их воспринимать. Для них все то, что они делают, честно и всерьез.
Сразу скажем, что это не организация, не НПО. Студенты 2-3-х курсов из КРСУ, КНУ, БГУ, АУЦА, университета «Манас» и школьники ездят по детским домам и домам для престарелых, в различные реабилитационные центры, собирают для стариков и детей вещи, игрушки, проводят для них концерты и праздники или просто даже выходные за игрой или веселым чаепитием. В месяц набирается как минимум по 5-6 мероприятий. Всего волонтеров около 100-150 человек, но так как все не могут постоянно принимать участие во всех акциях, состав меняется, и за месяц бывает задействовано по 50-60 человек. Единственная отличительная черта, объединяющая этих молодых людей, – то, что многие из них некоторое время жили и учились в США. Однако, по их словам, в последнее время к ним примыкает все больше студентов и школьников, взрослых людей, которые никогда за границей не обучались.
С одним из организаторов этих социальных мероприятий Валентиной Хоменко мы и побеседовали.
И сумкой по голове за помощь!
Вале – 19 лет, она учится управлять бизнесом в АУЦА всего второй год, при этом после учебы бежит на работу, занимается спортом. Веселая, улыбчивая, отзывчивая и жизнерадостная девушка. И, несмотря на молодость, гораздо мудрее многих взрослых.
– Многие у нас до сих пор не понимают значение слова «волонтер», относятся к нему настороженно. Но это всего лишь значит, что человек выполняет какую-то общественную работу бесплатно. Но и тут находятся люди, и их большинство, которые говорят на это: «Да ну! Ты что, бесплатно это делаешь?!» Люди не верят в доброту, что кто-то что-то сейчас может делать бесплатно. Например, мы 16 февраля, накануне Дня спонтанного проявления доброты (он отмечается 17 февраля), решили совершить для бишкекчан маленькое спонтанное добро-чудо. Желающие поучаствовать в этом разделились на три группы: одна группа, куда я входила, раздавала детям в парке Панфилова сладкую вату, другая в другом месте города – воздушные шарики, а третья угощала самсами с горячим чаем бездомных. Всего этой акцией мы охватили около ста человек.
– И как реагировали люди?
– Взрослые люди относились к этому более настороженно, хотя в целом нормально, а вот те, кто помоложе, улыбались, смеялись, благодарили. Один наш мальчик решил помочь донести сумку бабушке, так она так раскричалась, стала отбирать свою сумку назад. И он бросил свою затею с сумками (смеется). У нас еще идея была для этого дня: купить какие-нибудь продукты питания старикам, а потом чисто символически попить с ними чаю, побеседовать. Но люди сейчас недоверчивые, не знаю, как бы нас восприняли и что бы о нас тогда подумали. Наверное, точно, что мы мошенники. Так что даже хорошо, что эта идея отпала. Знаешь, я бы и сама, если бы мне сейчас кто-то просто так сладкую вату дал, подумала: просто так сейчас никто ничего не даст, наверное, в ней добавки какие-то… (смеется) Хотя на самом деле это очень грустно. Раньше в Советском Союзе люди добрее были. Мне мама рассказывала. Мне хочется, чтобы было как раньше… Всем селом что-то делали, все вместе, что-то доброе…
Что можно позаимствовать у Америки
– На меня сильно повлияла моя американская семья (я училась год в Америке), у них волонтерское движение сильно развито. Там каждый учащийся обязан таким образом отработать определенное количество часов. Сначала воспринимаешь это как обязанность, а потом втягиваешься, становится интересно. И когда возвращаешься домой, не терпится вернуться к этому! После Америки на многое по-другому смотришь. Почему бы и нам не делать так же? Ну и что, что это позаимствовано у Америки? Мы – не американизированные, мы наши. Ведь мы это делаем у нас на Родине, для нас.
– Зачем тебе это надо?
– Всегда считала себя везучим человеком. Я даже учась в 5-м классе выиграла в лотерею 95 сомов, по тем временам это была неплохая сумма, и тогда же часть денег отдала в храм. Уже тогда, наверное, во мне росло желание помогать… Потом была Америка. Потом я выиграла стипендию и сейчас бесплатно учусь в АУЦА. У меня есть руки, ноги, я вижу, слышу. И думаю, что должна быть отдача. Для меня многое делают другие люди. И нужно что-то сделать для других, для страны. Хочется делать что-то хорошее, доброе… Знаешь, настроение поднимается, когда видишь лица счастливых детей, стариков. Это бесценно. Для меня это большое удовольствие – делать что-то доброе. Это часть меня, моей жизни. Я без этого уже не могу.
– Как к твоему занятию (увлечением его не назовешь!) относятся твои родители?
– Сначала родители постоянно спрашивали меня, куда иду, что я делаю вечерами и в выходные, куда мы ездим и зачем. А теперь они меня понимают, даже английский уже знают, основные наши термины, которые мы используем. Мы в своих акциях часто привлекаем родных, близких, друзей. Сейчас они уже сами нас спрашивают, не надо ли чем нам помочь. Втянулись (смеется).
Помощники Деда Мороза
– Какая из ваших поездок произвела на тебя наибольшее впечатление?
– Новый год в детском отделении Республиканского онкологического центра. Там лежат дети в возрасте от 9 месяцев до 16-18 лет с родителями. В ноябре прошлого года мы сходили туда, попросили детей написать письма Деду Морозу со своими пожеланиями на следующий год. Нам написали 24 ребенка. Писали на русском, кыргызском, узбекском языках, мы потом эти письма все вместе переводили. Дети скромные, кто-то писал «Хочу быть здоровым…», кто-то просил игрушку, шоколадку, книгу Чингиза Айтматова на кыргызском языке, девочки – украшения. Самая взрослая попросила сотовый телефон. Мы прочитали их письма и разобрали, кто чье желание осуществит. А буквально за пару дней до поездки в онкоцентр уже с подарками узнали, что там добавилось еще 20 детей! То есть нам не хватало подарков! Мы подключили все свои связи – друзей, знакомых, сотрудников, скинулись и купили остальным шарфы, шапки и прочие нужные вещи. Приехали к ним накануне Рождества (католического, т.е. 25 декабря. – Прим. авт.) с подарками, целое новогоднее представление им показали с Дедом Морозом, Снегурочкой, волчонком, зайцем, с другими разными зверюшками и, конечно же, Бабой Ягой. Ее, кстати, я играла. У нас был грим, костюмы. Так дети меня боялись и не хотели со мной фотографироваться. Но один мальчик 14 лет подарка не получил – он умер через две недели после нашего первого приезда. Я помню его письмо, он написал его на узбекском языке. Я понимаю по-кыргызски и смогла прочесть его письмо, ведь тюркские языки похожи, кроме одной фразы – самого желания. Мне друг помог ее перевести. Мальчик написал Деду Морозу, мол, подари все что угодно, на твое усмотрение. Тяжело, когда такое узнаешь… Я несколько дней ходила под впечатлением.
Еще помню, как мы собирали на рынке «Дордой» вещи для детей. Кто-то нас посылал, обзывали аферистами, но где-то половина торговцев отозвалась: отдавали нам бесплатно новые вещи, хотя и чуть бракованные. Мы их отвезли потом в детские дома в Ош, Балыкчы, в реабилитационный центр «Максат» для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата. Много одежды было для взрослых, ее отдали в приют для бездомных. Вот сколько вещей собрали!
Это дороже денег
– Вообще нужно быть сильными, когда ездишь в такие учреждения, ведь там много больных детей. Нельзя им показывать, что чем-то от них отличаешься, нужно быть веселыми. Дети мало просят чего-то материального, им нужно внимание. Как и старикам в домах для престарелых. Им так скучно, особенно на выходных, нечем заняться. Они все время находятся в своих учреждениях, друг с другом, мало информации поступает извне. И детям, и старикам важно поговорить, рассказать о себе, чтобы на них обратили внимание. Мы к ним просто приезжаем на выходные, привозим небольшие подарки – мыло, чай, сладости. С детьми рисуем, делаем аппликации, играем. Вы бы видели, как играют в бинго бабушки и дедушки! С каким азартом! Они так подкалывают друг друга. У них при этом так блестят глаза, смеются. Они так счастливы! Танцы устраиваем. Один слепой дедушка на Новый год за звукача был, он на слух подбирает и играет мелодии на аккордеоне. Очень мне понравился! Собираемся на 8 Марта провести у них конкурсы «А ну-ка, дедушки!» и «А ну-ка, бабушки!».
– А откуда вы, студенты, берете деньги на свои меро-приятия? Просите у родителей?
– Мы получаем деньги за свой труд: сами делаем и продаем на различных мероприятиях сладости, выпечку, украшения, открытки. Это все ручная работа, тратим свои силы, время, труд. Это более ценно, чем просто что-то перепродавать или просить у кого-то денег. Стоимость у наших изделий небольшая – от 30 до 100 сомов.
– И этих денег хватает?
– Пока да. Но, может быть, скоро немного поднимем плату (смеется). Но важны не деньги. Мы дарим людям внимание, время. Это дороже денег!
[nggallery id=15]
Маргарита ЛАЗУТКИНА.
Фото из архива Валентины ХОМЕНКО.