«Пресловутое достижение государства в прорыве женщин на высокие должности является успехом весьма относительным, поскольку наличие определенного числа женщин в парламенте или в правительстве не отражает реальную ситуацию с гендерным неравенством в стране, в том числе и в плане политического участия женщин», – отметила аналитик Анар МУСАБАЕВА в статье, написанной специально для центральноазиатского бюро по аналитической журналистике CABAR.

На протяжении истории человечества женщины являлись социальным меньшинством в политике, и им приходилось бороться за свои политические права. И сегодня в большинстве стран мира мужчины составляют большую часть политической элиты, хотя со второй половины XX века во всем мире наблюдается настоящий прорыв, характеризующийся приходом женщин во власть и значительным усилением роли женщин в принятии решений на различных уровнях.

В нашем обществе дискуссии о женщинах в политике вызывают скорее негативную реакцию, чем одобрение и поддержку. Идеи гендерного равенства пока не стали частью общественного сознания и, более того, с усилением религиозного влияния, консерватизма и традиционализма в обществе эти идеи и принципы все больше подвергаются сомнению. В условиях деградации нравственных ценностей, упадка образования и духовной культуры, становится еще легче внушить людям, что гендерное равенство является иностранным концептом и противоречит нашей культуре и менталитету. С подобных же позиций обычно воспринимается участие женщин во властных структурах как нечто противоестественное и неправильное, поскольку стереотипы предписывают «идеальной» женщине оставаться в семье и частной сфере.

Между тем политическая власть, обладая значительными ресурсами влияния, в том числе монополией на принятие законов и применение силы, определяет и контролирует жизнедеятельность всего общества. Политическая маргинализация женщин, которые составляют по меньшей мере половину населения, в этом смысле исключает их из принятия решений и оставляет вне рассмотрения многие проблемы и интересы, касающиеся не только жизни самих женщин, но и общества в целом.

После женского праздника, тем более принимая во внимание, что нынешний год является годом парламентских выборов в Кыргызстане, невозможно обойти тему политического представительства женщин, участия женщин во властных структурах и их влияния на ситуацию с продвижением гендерного равенства в стране.

Существует ли гендерное равенство в Кыргызстане на уровне принятия решений? Способствует ли наличие женщин на высоких государственных постах улучшению положения женщин в стране? Эти вопросы как никогда актуальны в преддверии выборов.

ЖЕНЩИНЫ ВО ВЛАСТИ

За исключением нескольких человек, основная масса женщин-депутатов Жогорку Кенеша существующего созыва не отличились ни законодательной инициативой, ни в поддержке законов, которые улучшали бы положение женщин.

Иногда были случаи инициирования со стороны женщин далеко не прогрессивных законопроектов, которые, подменяя понятия, вместо защиты и продвижения прав женщин фактически лишали женщин правосубъектности. Имея такую важную трибуну как парламент, многие женщины-депутаты занимались чем угодно, но только не улучшением положения женщин. Особой солидарности с обычными среднестатистическими женщинами не наблюдалось за исключением отдельных популистских моментов.

Сейчас, на фоне приближающихся выборов в национальный парламент, заметно активизировались политики, в том числе и женщины. Одни стали чаще выступать по телевидению, другие затевают грандиозные мероприятия, кто-то готовит себе почву для участия в выборах в составе политических партий. Это стало закономерностью в нашей стране, когда только перед выборами политики начинают суетиться и что-то делать. Но делается это в первую очередь для себя, для наращивания политических очков, для «обработки» своего потенциального электората.

СТЕРЕОТИПЫ И ВЫЗОВЫ ГЕНДЕРНОГО БАЛАНСА ВО ВЛАСТИ

Проблема женского участия в принятии решений лежит не в том, что чем больше женщин-политиков, тем лучше. Это слишком упрошенный стереотип, как и стереотипы о том, что политика, которая делается женщинами, всегда конструктивна, что женщины обладают особой духовностью и миролюбивостью, что они социально ориентированы и менее склонны к коррупции.

Как среди женщин, так и среди мужчин в политике бывают непрофессионалы и дилетанты, карьеристы и коррупционеры. Проблема заключается в отсутствии адекватных условий для прихода женщин в политику. Иначе говоря, неравенство возможностей в политике.

Хотя в нынешнем парламенте работает вполне приемлемое число женщин-депутатов, трудно говорить о том, что все они делают хорошую и качественную работу, не говоря уже о том, что они оказывают мало влияния на уменьшение гендерного неравенства в стране. Изъяны нашей существующей политической системы создают возможность попадания во власть далеко не по принципам честной политической конкуренции, не на основе заслуг перед обществом, профессиональных, лидерских, интеллектуальных и личностных качеств. К сожалению, отсутствие меритократического подхода в выдвижении женщин во власти (как, впрочем, и мужчин) не укрепляет позиции женщин, а напротив, дискредитирует идеи гендерного баланса в большой политике.

Сами возможности попадания женщин во власть и в большую политику сопряжены со многими трудностями. В первую очередь, это ментальные проблемы традиционного общества. Это касается стереотипов об ущербности женщин в политике или их предрасположенности к исключительно социальным направлениям политики. Это культурные нормы, питающие сексизм в политике и прощающие мужчинам поведение, которое не прощается женщинам-политикам. Из-за существующих стереотипов общество предпочитает поддерживать участие мужчин, а не женщин в политике, считая женщин не способными занимать государственные должности, мыслить стратегически и объективно, решать вопросы безопасности государства и другие серьёзные проблемы.

ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Обобщая, можно сказать, что проблемы женского политического участия и усиления представленности женщин в высших органах власти включают в себя различные аспекты: совершенствование законодательства, контроль за исполнением норм конституционных законов о гендерном равенстве на уровне принятия решений в первую очередь со стороны парламента и Генеральной прокуратуры – это одно из важных направлений для изменения ситуации. Это тем более важно, что в прошлом году в законодательстве о местном самоуправлении и статусе депутатов местных кенешей были введены изменения, касающиеся невозможности совмещения мандата депутата местного кенеша с руководящей должностью в муниципальных и государственных органах. Эти изменения негативно скажутся на представленности активных и талантливых женщин в принятии решений на местном уровне. На риторическом уровне поддерживая принципы гендерного равенства, государство тут же создает различные препоны для увеличения политического участия женщин.

Другой, не менее важный аспект, – это подготовка управленческих кадров и контроль за исполнением законов о гендерном равенстве в сфере кадровой политики. Пока не будут созданы реально работающие механизмы для меритократического продвижения женщин в политике, трудно ожидать серьёзных изменений. Фоновыми факторами, безусловно, являются вопросы улучшения качества образования в целом, и в том числе подготовки управленческих кадров хотя бы в существующих институтах подготовки государственных и муниципальных служащих.

 

Анар МУСАБАЕВА,

политический аналитик.