Новый год – веселый семейный праздник, но для Елены и Ахтяма Авазовых он таким никогда не будет. 31 декабря 2011 года они похоронили своего единственного, горячо любимого сына. С этого дня их жизнь разделилась на «до» и «после». «До» – спокойная размеренная жизнь, а «после» – неутихающая и невосполнимая боль потери и бесконечные судебные процессы. Убийца 20-летнего студента Кыргызско-Турецкого университета имени Ата Тюрка Фарида Авазова Василий Безродний арестован, но у родных и близких вызывает недоумение, что до сих пор преступник не понес заслуженного наказания. Именно это и привело Елену Авазову в нашу редакцию.

Золотой сертификат и грамота президента

– В три года Фарид заболел, – рассказывает, не скрывая слез, Елена Авазова. – Мы приложили все силы, чтобы поднять своего мальчика. До первого класса носили его на руках. Водили на плавание и сын поправился. Он рос тихим, домашним мальчиком. Физически он, конечно, был слабее своих сверстников, но в знаниях ему не было равных. Он делал поразительные успехи, причем предпочитал точные науки. До 6 класса он учился в сокулукской школе, а потом сам решил продолжить учебу в Кыргызско-Турецком лицее в Бишкеке. Поначалу мы с мужем расстроились, но впереди у сына была прекрасная перспектива, и мы пошли ему навстречу. Тестирование после 11 класса он прошел блестяще – получил золотой сертификат, а за отличные успехи в учебе был награжден грамотой президента республики. Фарид поступил на факультет программирования в Кыргызско-Турецкий университет имени Ата Тюрка.

Как мы им гордились. В неполных 20 лет Фарид свободно говорил на кыргызском, английском, турецком, русском языках, а позже увлекся и японским. Он хорошо разбирался в компьютерной технике, строил планы на будущее, мечтал о путешествиях. Мы с мужем решили подарить ему ноутбук Alienware, что в переводе с английского означает «пришелец». О таком ноутбуке мечтал наш сын. Фарид сам заказал его по интернет-магазину. Из Америки прислали подержанный ноутбук стоимостью 1500 долларов США. Техника немного «зависала», но для Фарида не составило труда привести ее в порядок. Однако ноутбук оказался тяжелым, и ходить с ним ежедневно в университет сыну было неудобно, поэтому он решил его продать и дал объявление на интернет-форум в «Дизель». Объявление попалось на глаза Василию Безроднему, который «заболел» им. Денег на покупку дорогой техники у 30-летнего безработного не было, он жил на иждивении своей матери, что совсем не мешало ему грезить мощным «пришельцем». Он должен был заполучить его любой ценой, а ценой была жизнь нашего сына. С этого времени отсчет жизни Фарида пошел на дни, потому что, как позднее стало известно, убийца готовился к преступлению.

Но если бы мы только могли об этом знать. Чтобы сыну было удобно и проще добираться до университета, мы сняли для него квартиру в микрорайоне «Аламедин-1». Он приезжал домой на выходные, ежедневно мы созванивались с ним. Вечером 28 декабря Фарид не позвонил, мы пытались дозвониться до него, но его телефон был отключен. На следующий день я позвонила Бекжану – его другу по университету. Он сказал, что вечером общался с Фаридом в Сети, но потом он как-то странно, не попрощавшись, прекратил общение, а утром не пришел на занятия. Чтобы наш сын пропускал лекции, такого никогда не было, поэтому мы с мужем поехали к нему.

Увидев открытую дверь и стоящие в прихожей ботинки сына, мы поняли, что с ним случилась беда. Фарид лежал на полу возле дивана, накрытый национальным халатом, а вокруг растеклась лужа крови. Следов борьбы в комнате не было, но с письменного стола исчезла вся оргтехника – ноутбуки Тоshiba и Alienware, пропали портмоне и сотовый телефон, карманы куртки были вывернуты, а на полу валялись мелкие монеты. Сотрудники милиции и эксперты установили, что смерть насильственная. Шесть вдавленных оскольчатых ран на голове, нанесенные убийцей – были несовместимы с жизнью.

Семья Безродних

7 февраля прошлого года в ходе оперативно-розыскных мероприятий установили место проживания подозреваемого в убийстве Василия Безроднего. Дверь Василий открыл только через полтора часа, когда приехала его мать с адвокатом. Первое, что бросилось в глаза оперативникам, когда они вошли в квартиру, – это эксклюзивный ноутбук Alienware, на котором Василий спокойно играл в «ведьмака». И это тогда, когда милиция стояла за дверью! Возмущенная мать яростно защищала своего сына. Она даже сказала оперативникам, что купила ему ноутбук в подарок, но В. Безродний в присутствии адвоката С. Баратова признался в убийстве. Ошеломленной признанием сына матери нечего было возразить.

Мать сотрудница мэрии

Галина Васильевна Безроднева 1962 года рождения. В настоящее время работает главным специалистом отдела инспекционного контроля Управления образования мэрии г. Бишкек. В 2001 году она заочно окончила Кыргызский государственный университет и получила диплом практического психолога. По месту работы на хорошем счету, гордится своими достижениями – вкладом в организацию процесса обучения и воспитания детей, методическими разработками, которыми пользуются в детских садах. Не только у читателей, но и у меня сразу же возник вопрос: как при таком замечательном послужном списке и разработке правильных методичек можно было воспитать такого морального урода?

Передо мной выписка заключения специалиста психиатра-психолога, кандидата медицинских наук Т.К. Асанова, к которому Г. В. Безродняя обратилась после ареста ее любимого чада и ряда публикаций, появившихся в СМИ. Она приходила на беседы с врачом то неряшливо одетая, то ухоженная, но в любом случае она думала только о себе и своем сыне. Цитата из выписки: «…она говорит об утрате смысла жизни, утрате интереса ко всему, что увлекало и интересовало ее прежде, апатии, появлении навязчивых мыслей о смерти («я бы покончила с собой, если бы не сын, только мысли о нем спасают меня»). Не правда ли, душещипательные слова, от которых прямо-таки слезу пробивает. Но душегуб жив и здоров, набрал несколько килограммов на казенных харчах и их встреча не за горами. В этом не сомневаются ни осужденный, ни сама Галина Васильевна, потому как их адвокаты честно отрабатывают свой гонорар известными методами – затягиванием процесса. Но об этом чуть позже.

 – Мы написали письмо в мэрию, – продолжает рассказывать Елена Авазова, –поставили в известность руководство, что сын Г. В. Безродней убил нашего сына, и вот, что нам ответила вице-мэр А. Усубакунова: «… в структуре управления Г. В. Безродняя работает с 1998 года. За время работы дисциплинарных взысканий не имеет. Опасения, «что в силу своих служебных обязанностей» она наносит вред воспитанию молодежи, не обосновано, поскольку Безродняя Г. В. работает только со взрослым персоналом ДОУ (дошкольное образовательное учреждение)».

Пусть даже так, но чувствует ли Безродняя то, что чувствуем мы, навсегда потерявшие своего горячо любимого сына. Г. В. Безродняя ни разу не подошла ко мне как мать матери, потерявшей единственного сына, не выразила соболезнования, не извинилась за проступок своего сына. Какие дельные советы и чему хорошему может научить взрослых воспитателей женщина, воспитавшая сына бездельника и убийцу? – спрашивает Елена Авазова.

Сын – убийца

Василий окончил столичную школу №4. Поступил в медакадемию на лечебный факультет, но не доучился, бросил. Как и все молодые люди заинтересовался компьютерами и поступил на факультет информационных технологий в КНУ имени Ж. Баласагына, который окончил за три года. Он устраивался на работу, но нигде подолгу не задерживался. Нам удалось получить характеристику с последнего места работы на В. Безроднего, где он работал в должности программиста с 12 марта 2007 года по 24 мая 2011 года. Характеристику подписал начальник УИС «ЭкоИсламикБанк» С. В. Лобанов.

«В. В. Безродний за время работы зарекомендовал себя как с положительной, так и отрицательной стороны. Ему неоднократно поручались задания по работе, которые он выполнял по мере уж крайней необходимости (не работали платежные системы, отсутствие связи и т.д.), поэтому часто приходилось поручать выполнять задания сотрудникам головного офиса. Профилактика компьютерного оборудования проходила, когда уже оборудование приходило в неработоспособное состояние. Вызвонить его на рабочем месте в филиале представлялось очень затруднительно, кроме того, по сберкассам филиала также было тяжело его поймать. Только после нескольких разъяснительных бесед с данным сотрудником рабочие дела приводились в порядок, но через некоторое время все возвращалось к первоначальному исходу. Руководством филиала неоднократно ставился вопрос о его увольнении».

В чем именно господин С. В. Лобанов увидел положительные качества сотрудника непонятно. В том, что тот выполнял свои прямые обязанности только после очередного втыка или в том, что в день выдачи заработной платы исправно приходил на работу?

Еще кощунственнее выглядит резюме, которое набрал на компьютере Alienware после совершенного преступления. В строке «личностные качества» В. Безродний написал – «целеустремленность, порядочность, честность, прекрасные организаторские способности, коммуникабельность, пунктуальность, умение работать в команде». Кого он пытался обмануть? Себя или будущих работодателей, коли таковые найдутся?

На момент задержания 30-летний В. Безродний жил на иждивении любящей матери. Она ни в чем ему не отказывала, Василий не был стеснен в деньгах. Для своего великовозрастного бездельника она купила квартиру и выплачивала ипотечный кредит.

Идеальных преступлений не бывает

Согласно материалам уголовного дела, Василий Безродний несколько раз встречался с Фаридом Авазовым как потенциальный покупатель. Он был просто одержим компьютером Alienware, но то, что у него на покупку нет денег, почему-то свою маму в известность не поставил. Постеснялся или забыл? Он знал, что просто так Фарид «пришельца» не отдаст, поэтому оставалось одно – убрать того, кто стоит на пути его «хочу». Убийство Безродний продумал до мелочей. Забив Фарида молотком, он накрыл хрипящего парня тяжелым чапаном, чтобы не видеть предсмертных конвульсий, сложил в пакеты ноутбук Toshiba стоимостью 750 долларов США, ноутбук Alienvare стоимостью 1500 долларов США, мобильный телефон, наручные часы Cаsio, наушники Filips, жесткие диски и многое другое. Не побрезговал вывернуть карманы куртки и брюк. Затем замыл пол, мебель и молоток от крови, хлопнул дверью и ушел. На улице он поймал такси, доехал до Бишкекской городской телефонной станции, где во дворе одного из домов выбросил орудие убийства. Дальнейшие его действия были направлены на то, чтобы отвести от себя подозрения и подставить бывшего коллегу Андрея Ли. На другом такси он приехал к Андрею. Не вдаваясь в подробности, сказал, ему, что эти вещи он забрал у одного человека и попросил Андрея переустановить оперативную систему на ноутбуке. На удаление файлов и переустановку ушла почти ночь. Под утро Василий попросил Андрея съездить с ним к банкомату, чтобы снять деньги. Светиться в камере видеонаблюдения, установленной на банкомате, не стал, сославшись на срочный телефонный звонок – это в 4.30. утра! Василий отошел за угол, а Андрею отдал карту Фарида и бумажку с кодом. Когда Ли снял 100 долларов, больше на карточке денег не было, и отдал ему, Василий попросил его еще об одной «незначительной» услуге – передать ноутбук Toshiba Марсу Джусупбекову, занимавшего на тот момент должность начальника СИЗО-1. Андрей выполнил все просьбы своего бывшего коллеги, после чего Безродний, оставив у него остальную технику, кроме заветного ноутбука Alienware уехал к себе домой. Следующие два дня убийца спокойно приводил к Андрею Ли покупателей, чтобы сбыть награбленное.

 На следственном эксперименте В. Безродний показал дорогу, по которой вечером с молотком за пазухой, специально купленным на строительном рынке «Комфорт», приехал к Фариду. Он предусмотрительно надел на металлическую часть молотка резиновый шарик, чтобы брызги крови не попали на одежду, такое он видел в кино. Показал, как наносил удары по голове, как дважды менял такси и избавился от орудия преступления. На следственном эксперименте В. Безродний не был похож на крутого убийцу, он едва-едва шевелил губами. У него не было ни тени сожаления, ни раскаяния, его мучил только один единственный вопрос, который он все-таки задал оперативникам: «Я подставлял Андрея Ли. Привез ему вещи Фарида. Водил к нему покупателей. Камера видеонаблюдения зафиксировала Андрея. Как меня, такого умного и расчетливого, смогли вычислить сотрудники милиции?».

Как бы тщательно убийца не готовился к преступлению, он всегда совершает ошибки. Алчность убийцы, без зазрения совести сбывавшего вещи убитого им Фарида, и стала ниточкой в руках следствия. Сначала «засветился» телефон убитого Фарида, его сигнал был запеленгован в одном из торговых центров. Реализатор сотовых телефонов хорошо запомнил русского парня, который предложил ему аппарат за 10 тысяч сомов, но потом они договорились об обмене на другой с доплатой. Продавец помог составить четкий фоторобот, который позже полностью совпал с внешностью Василия Безроднего. Опознал его и продавец молотка, который запомнил его, потому что железный молоток стоимостью 200 сомов покупатель долго уговаривал его отдать за 150.

А вот это уже интереснее…

Андрей Ли поначалу защищал своего друга, но когда тот стал вешать «мокруху» на него, перешел на сторону следствия и рассказал все как было.

Еще одним из свидетелей по делу об убийстве Фарида Авазова проходил теперь уже экс-начальник СИЗО-1 Марс Джусупбеков,. Он был арестован 29 ноября 2013 года и осужден к четырем годам лишения свободы по двум статьям Уголовного кодекса – «Превышение должностных полномочий» и «Злоупотребление должностным положением». Однако уже с 23 декабря был отпущен и в настоящее время находится под домашним арестом. Но это не наша история, по делу убийства Фарида Авазова он проходит как свидетель.

В ходе следствия М. Джусупбеков показал, что знает мать подсудимого Галину Васильевну Безродневу, с которой знаком давно. Когда-то она помогла устроить в детский сад его детей. А с её сыном он почти не знаком. В сентябре 2011 года только из уважения к матери подсудимого он занял Василию всего на месяц 10 тысяч сомов, которые тому якобы были необходимы для погашения ипотечного кредита за квартиру. При этом тот просил М. Джусупбекова не говорить о займе его матери. Спустя месяц М. Джусупбеков занял подсудимому еще 200 долларов США сроком на десять дней. Василий тянул с отдачей и перестал отвечать на его звонки. 25 или 26 декабря, М. Джусупбеков точно не помнит, В. Безродний позвонил ему и предложил в счет погашения долгов взять ноутбук Toshiba, якобы принадлежащий его другу Андрею Ли. То есть за два дня до убийства В. Безродний уже обещал начальнику СИЗО-1 отдать ноутбук, которого у него еще не было! Утром 29 декабря начальник СИЗО-1 получил от Андрея Ли обещанный ноутбук Toshiba. По документам выяснилось, что это ноутбук Фарида.

Ох, и лукавит М. Джусупбеков. Как можно неоднократно занимать малознакомому человеку крупную сумму денег? Почему сотрудник правоохранительных органов даже не поинтересовался, на самом ли деле этот ноутбук принадлежит Андрею, а если да, то где документы на технику? Эти и другие вопросы на судебных заседаниях никто бывшему начальнику СИЗО не задавал.

(Продолжение  следует.)

Нурия ШАГАПОВА.

Фото из альбома Елены Авазовой.