Сальса, бачата, меренге, ча-ча-ча, руэда… Как оказалось, многие кыргызстанцы знают не понаслышке, что это не экзотические тропические фрукты или что-нибудь наподобие, а вкусные, чувственные, с перчинкой латиноамериканские танцы. Которые, кстати, очень полюбил танцевать наш народ в последнее время на зажигательных сальса-пати (то есть вечеринках). И называются эти танцы просто – социальные.

Решив узнать, в чем же их социальность и суть, я отправилась на ближайшую в городе сальса-пати. Притягательную магию этих танцев я почувствовала на себе уже через пару композиций. Пары на танцполе двигались так ритмично и легко, а атмосфера в зале была такой непринужденной и дружелюбной, что некоторые части тела сами собой начали двигаться в такт зажигательной музыки. Какими мужественными и чувственными предстали в латино мужчины и грациозными, романтичными – девушки! Не усидев за столом, я выбежала на танцпол. Ко мне тут же подошли двое мужчин с предложением потанцевать. Узнав, что я в этом деле новичок, мой новоявленный партнер с готовностью принялся учить меня движениям, время от времени подбадривая улыбкой и не отрываясь глядя мне в глаза. Он был иностранцем, но, как оказалось, в танце языки не нужны, кроме одного – языка тела. И чуткости, чтобы услышать и понять партнера.

Композиции сменялись, музыка была то бесшабашно-горячей, то грустной, но всегда очень страстной. Она увлекала и манила, хотелось танцевать и танцевать… А потом были массовые танцы, когда все присутствующие в зале выстроились в несколько линий друг за другом и начали синхронно повторять одни и те же движения за лидером – хрупкой невысокой женщиной Майей. Это был вечер колоссального позитива и хорошего настроения!

 

Каждый танец – шедевр импровизации

С идейным вдохновителем и организатором таких сальса-пати Майей Тилебалиевой мы побеседовали на следующий день после вечеринки. И первый наш вопрос был:

– Что значит «социальные танцы»? Почему сальсу, ча-ча-ча и некоторые другие латиноамериканские танцы называют «социальными»?

– Потому что они – для общества. В них нет ограничений по возрасту, социальному статусу, росту, весу. Они все возникли с улицы, их танцевал на улицах во время гуляний народ. Если посмотреть историю их возникновения, рождались они обычно во время тяжелых времен и были отдушиной для людей.

– А в чем тогда их отличие от бальных танцев, ведь в программу бальных танцев также входит латино? Тогда и бальные танцы можно назвать социальными?

– Между бальными и теми танцами, которые танцуем мы, есть разница. В социальных танцах можно сразу импровизировать, нет рамок. Научился нескольким движениям – и смело иди танцевать на вечеринку. В социальных танцах не нужен постоянный партнер, как в бальных. Можно смело меняться партнерами, так даже интереснее! Как, например, в руэде. Это кубинский танец, полностью построенный на смене партнеров. Вы его видели на вечеринке, когда пары выстраиваются по кругу и по команде одного из участников, слаженно выполняют определенные фигуры, сменяя партнеров по кругу. В социальных танцах люди не боятся ошибиться. Поначалу многие, особенно те, кто когда-то уже занимался бальными танцами, боятся что-то сделать не так. (В бальных танцах руки, голову нужно держать в определенном положении, и не дай бог изменить его!) Сделают какое-нибудь движение не так, как я им показывала, и сразу смущаются, зажимаются: «Ой, я сделал (-а) неправильно». А я говорю им: «И так тоже можно!»

– А на самом деле «и так можно», или Вы их просто утешаете?

– Можно! Поначалу они так удивляются этому, а потом им нравится такая свобода движений. Каждый танец – это порыв души. Парень ведет, он начинает, импровизирует, а девушка следует ему. Каждая пара создает свой шедевр, танец-импровизацию, который невозможно повторить другой паре. Мужчина и женщина все время смотрят друг на друга. Максимум общения! В отличие от бальных танцев, где партнерша может весь танец держать голову повернутой от партнера, как того требуют правила. В бальных танцах люди нацелены больше на конкурс, соревнование, это спорт. Я стала замечать, что к нам люди стали переходить с бальных танцев. Придут к нам на вечеринку, оттянутся и уходят.

 

Так рождается любовь…

Как оказалось, из таких танцев «глаза в глаза, ладонь в ладонь» рождаются не только интересное знакомство, общение, дружба, но и любовь, создаются новые пары, теперь уже супружеские.

– У нас уже несколько молодых людей поженились, – рассказывает Майя. – Они здесь, на танцах, познакомились, вместе танцевали, а потом создали семьи. До сих пор ходят и танцуют уже в качестве супругов. Я говорю своим ребятам: «Чтобы в этом году поженились 5 пар!» (смеется) Почему эти танцы так популярны во всем мире? Потому что они естественны, в них проглядывает сама природа, естество. Через танцы люди понимают, как общаться, как создать семью. Танец правильно расставляет акценты и роли. Мужчина понимает, что он ведет, он главный, а женщина – что она должна верить мужчине, прислушиваться к нему и позволить себя вести, подчиниться.

Вообще мы вместе дни рождения отмечаем, в горы ездим. Здесь люди приобретают много друзей, крепко дружат потом. Как потеплеет, проводим открытые вечеринки, летом выезжаем на Иссык-Куль, устраиваем пляжные вечеринки – beach party. Это стиль жизни!

 

Танцами по проблемам!

– Какие танцы относятся к социальным? Что вы танцуете на вечеринках?

– Всего к социальным относится 14 наименований танцев. Сейчас в нашей программе сальса, бачата, меренге, ча-ча-ча, руэда. Скоро появятся аргентинское танго, свинг, кизомба. Может быть, позже добавим какие-нибудь классические бальные танцы, джаз-модерн. Идей много. Еще мы выступаем на различных городских мероприятиях, например, участвовали в «Пешеходном рае».

– Уличные танцы?

– Да, лайн дэнс. То есть когда большое количество людей выстраивается в линии и всем коллективом, синхронно исполняют танец для всеобщего удовольствия. Это уличные танцы, но они отличаются от того же хип-хопа стилем, культурой, эстетикой. Понимаете, низкие децибелы (рок, хип-хоп) эмоционально низко настраивают людей. Посмотрите, в ночных клубах молодые люди танцуют как зомби, там очень мало общения, ближе к животным инстинктам. И совершенно другой, более высокий тон эстетики у латино – через эту музыку виднеется будущее, что-то хорошее. Наши ребята как-то после танцев пошли на дискотеку в ночной клуб – были разочарованы…

– Я знаю, вы участвуете и в благотворительных мероприятиях.

– Да, мы танцуем на некоторых мероприятиях, даем бесплатные мастер-классы, устраиваем танцевальные флеш-мобы. Людям нравится. Но мы поддерживаем не все акции. Благотворительность тоже бывает разная. Когда все время дают деньги, одежду и прочее материальное, это развивает иждивенчество у тех, кому дают. Даже в глазах у детей из детдома читается: «Мне должны». Нет стремления делать что-то самим. Это деградация. Это плохо, этим людям самим плохо… Нужно научить их что-то делать хорошее для общества, а не чтобы общество тащило их на себе всю их жизнь. Чем давать деньги, лучше обучить чему-то. Нужно дать людям мотивацию к действиям. А лучшая мотивация – это новые знания, интеллектуальная собственность. Благотворительность в том виде, в каком она сейчас у нас распространена, как бы «поощряет» существование тех же детских домов. Мол, пусть будет больше таких домов, больше брошенных детей… А нужно работать с первопричиной – с родителями, мамой и папой. Взять те же танцы. Я уверена, что созданные у нас семьи – хорошие, крепкие, дружные. Потому что танцы – это другой уровень сознания. К нам приходят взрослые люди в среднем 25-45 лет, мало студентов и пенсионеров. Они приходят сюда осознанно. Это самодостаточные люди, которые имеют высшее образование, хорошую работу, стабильны в материальном плане. Здесь они общаются на трезвую голову. Мы не пьем на наших вечеринках алкоголь, многие не курят. Я думаю, что эти люди не доведут до такого, чтобы их дети попали в детский дом. На мой взгляд, нужно просвещать людей: как общаться, как создавать семьи, как зарабатывать деньги, чтобы обеспечить семью. Это нужнее нашему обществу.

 

Прививка от болезней

– Все ли могут танцевать латино, есть какие-то противопоказания по здоровью?

– Я думаю, противопоказаний нет. К нам даже онкобольные на танцы ходили! В прошлом году женщина-лидер, больная раком, собрала группу из 10 женщин. Они ходили на занятия и вечеринки кто месяц, кто – два-три. Со временем из 10 человек остались 3-4, сейчас занимается только женщина-лидер. Недавно мне позвонили несколько человек из этой группы, хотят снова приходить. Они мне рассказывали, что после танцев забывали о боли, о своей болезни, появлялся позитивный настрой. А женщина-лидер, которая танцует дольше всех, похорошела, помолодела, говорит, что у нее хорошее настроение без всяких обезболивающих. Ей 60 лет. Она отреклась от смерти и стремится к жизни, оторвалась сама и отрывает других от тех, кто стремится вниз, к смерти… Я поняла, что болезнь – это не судьба. Измени себя, свои мысли, свои действия – и ты выздоровеешь.

– Танцетерапия?

– Танцетерапия. Это и активная медитация, и хорошая физическая нагрузка, и духовное общение. У нас танцует мужчина, художник. Раньше он писал только пейзажи, что подразумевает уединение, созерцание и даже в каком-то смысле одиночество. А теперь он рисует танцы! То, что видит и переживает. На его новых картинах – яркие краски, движения, эмоции. Он хочет открыть галерею своих картин. И теперь, я уверена, он найдет себе спутницу жизни. Другой пример. Когда к нам пришла одна женщина лет 60, ей было очень трудно – у нее умер муж. Сейчас она преобразилась, хочет выступать. Говорит, что 60 лет – это не конец жизни, а начало другой жизни. Танцы – это когда смотришь наружу, на других людей.

 

Кыргызстан танцующий

– Ваша самая смелая мечта?

– Что танцует весь Кыргызстан. Вижу, что это будет. У нас народ близок по эмоциям к Бразилии, так что вполне возможны в будущем карнавалы. Хотела бы организовать Международный конгресс по сальса. Кинуть клич соседям – Казахстану, Узбекистану, России – и устроить на Иссык-Куле грандиозную сальса-beach party.

Помню, мы возобновили наши вечеринки во время революций, так совпало. Но я отменять мероприятия не стала. Многие удивлялись: «Там революции, а у вас сальса-пати в ночном клубе проходит?!» А я считаю, что, наоборот, в такие моменты и надо танцевать!

 

Интересно, что Майя Тилебалиева – не хореограф по образованию, а режиссер. Поэтому, по ее признанию, и любит ставить флеш-мобы, различные мероприятия и вечеринки. Просто с 14 лет Майя увлеклась танцами – народными, классическими, современными, которые стали ее жизнью. Создала свой коллектив эстрадных танцев, поначалу любительский, потом уже профессиональный. Обучалась бальным танцам, латино в России, США. В 1999-м первой в столице начала проводить вечеринки в стиле латино, хип-хоп, ламбада-пати. В 2009-10 гг., после перерыва в несколько лет, возобновила регулярные вечеринки.

 

Маргарита ЛАЗУТКИНА.

Фото автора и из личного архива Майи ТИЛЕБАЛИЕВОЙ. 

[nggallery id=10]