На факты вырубки деревьев в Тюпском лесхозе власти так и не отреагировали.
«В Тюпском лесхозе на Иссык-Куле беспощадно вырубают лес», — бьет тревогу бывший инженер охраны и защиты леса Нуржан Муканов.
В июне текущего года Нуржан Муканов уже рассказывал о ситуации в лесхозе. Он представил почти десяток выявленных им фактов нарушений: незаконную рубку зеленых насаждений, присвоение имущества и ущерб в 3 млн сомов. Но, как выяснилось, почти за полгода никаких мер так и не было принято. Злостные нарушители, по словам мужчины, продолжают занимать свои должности и бесчинствовать в лесах.
«Вырубают деревья сотрудники лесной охраны. Здесь, конечно, замешаны лесники, но ответственности они не несут. Это все происходит при попустительстве директора лесхоза Максата Муканбетова. Ведь это он составляет и сдает отчеты. Я писал заявления на его действия и лиц, допустивших подобный беспредел: лесничего Марса Абдылдаева, лесников Жолдубая Мусаева, Орозбека Турсунбаева и других. Однако они и сейчас работают на местах и допускают нарушения», — рассказал лесовод.
Кстати, его многочисленные письма премьер-министру, профильным комитетам и лидерам фракций парламента никакого эффекта не возымели. Единственный отреагировавший орган – Генеральная прокуратура.Главный надзорный орган спустил дело в областную прокуратуру, последняя, проверив факты, возбудила целых семь уголовных дел.
«Четыре из них направили в суд для рассмотрения по существу, одно находится на стадии расследования, по двум – приостановлено, еще по двум – отказано. Это все, что мне пояснили в прокуратуре. Я обращался к директору Госагентства охраны окружающей среды и лесного хозяйства Сабиру Атаджанову, но никакого ответа не получил. Он не соизволил даже приехать и на месте разобраться с ситуацией. Вместо этого приехал погостить домой к директору лесхоза», — говорит Муканов.
Тем временем, со слов лесовода, стали всплывать новые факты хищений. Сейчас в Тюпском лесхозе вырубают сразу два леса: хвойный и лиственный. Разрешения на вырубку лиственных деревьев в горах нет. Можно производить только санитарную рубку в хвойных насаждениях.
«Лиственный лес рубится незаконно, под видом очистки леса от захламленности. Она предполагает очистку от буреломных, сломанных ветром веток, находящихся под пологом леса, но не хороший стоячий лес. И вот за счет срубленных лиственных деревьев там списывают тянь-шанскую ель, оформляя все по одной накладной. Дрова с лиственных деревьев отпускаются по 250 сомов за куб, с хвойных – по 540 сомов. Путем выписки дровяных накладных отпускается деловой лес. А на дровяные накладные отпускается лес другого сорта. По одному накладному – лес отпускается дважды, а то и трижды», — проинформировал собеседник.
Точное количество вырубленных деревьев лесовод назвать не смог, сказав, что посчитать это практически невозможно из-за масштабов.
«Я прошу Генпрокуратуру организовать проверку и уточнить, сколько насаждений вывезено путем хищения. Последняя проверка надзорного органа проводилась совместно с департаментом развития лесных экосистем и Госэкотехинспекцией. Составлен акт 30 октября 2014 года. Здесь они находились два дня — просто сидели в конторе лесхоза и фиксировали представленные им факты. А после ревизоры предложили Госагентству охраны окружающей среды и лесного хозяйства установить видеокамеры и шлагбаумы, отремонтировать кордон», — рассказал он.
Сейчас, по подсчетам активиста, ущерб от вырубки зеленых насаждений составляет 4,5 млн сомов. Это при доходе лесхоза всего в 1 млн 600 тысяч сомов в год.
Борец за справедливость в очередной раз обратился к премьер-министру, депутатам и в Генеральную прокуратуру, приложив все документы по вновь выявленным фактам в надежде, что на этот раз виновные все же будут наказаны, а Кыргызстан сохранит свои деревья.