Перед Кыргызстаном ныне стоит вопрос, который можно без преувеличения назвать историческим – вступать или не вступать в Таможенный союз, в котором уже состоят Россия, Казахстан и Беларусь. Сначала большинство кыргызстанцев восприняли этот шаг негативно из-за перспективы роста цен, но с течением времени люди все больше стали понимать, что без этого объединения стране будет трудно развиваться. Исторические связи в рамках Советского Союза с этими странами, сложившийся за 70 с лишним лет, схожий менталитет и даже общий язык общения – все это способствует новому сближению наших стран.

За разъяснениями, как идет процесс подготовки к вступлению в Таможенный союз, мы обратились к начальнику Управления по присоединению КР к ТС и ЕЭП (Единому экономическому пространству) и вопросам ВТО (Всемирной торговой организации) Министерства экономики КР Римме Хаджимуратовне Киселевой. Вот что она нам рассказала.

— Сейчас осуществляется целый комплекс мероприятий по подготовке к вступлению Кыргызстана в Таможенный союз, идет подготовительный период по претворению в жизнь положений Дорожной карты. Российская Федерация по договору выделяет нам 200 миллионов долларов на все эти мероприятия и поддержку в переходный период. Нам необходимо подготовить необходимую инфраструктуру и нормативную базу.

Кроме того, Россия, Казахстан и Беларусь договорились о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Нашим президентом Алмазбеком Атамбаевым даже названа примерная и желаемая дата вступления в этот экономический блок – 1 января 2015 года.

Переговоры о вступлении велись долго, и наши руководители добились для Кыргызстана значительных преференций. Например, на начальном переходном периоде будет перечень наших товаров, притом значительный, таможенные пошлины на которые будут ниже, чем для других стран-участников ТС. Предприниматели, ввозившие товары из Китая, смогут продолжать это делать беспрепятственно. И даже больше, после вступления в Таможенный союз уже не будет таможенных барьеров на границе Казахстана. И китайские бизнесмены тоже заинтересованы во вступлении Кыргызстана в это объединение, так как в этом случае для них через нашу страну открывается коридор на необъятный рынок. Да и торговля с другими странами тоже не встанет, сложившиеся связи будут оставаться как и прежде.

Правительство нашей страны предполагает, что после вступления республики в ТС начнет подниматься производство – и промышленное, и сельскохозяйственное. Будет больше приток инвестиций, потому что создадутся хорошие условия для бизнеса. Короче говоря, развитие пойдет более быстрыми темпами.

Противники вступления в ТС говорят, что начнется рост цен. Ну, во-первых, цены растут не только у нас, во всем мире существует эта тенденция. Во-вторых, цены поднимутся незначительно, и только на некоторые товары, завозимые из третьих стран, а продукция из России, Казахстана и Беларуси даже может подешеветь.

Сейчас создана авторитетная экспертная группа при нашем министерстве, которая изучает возможные последствия вступления республики в ТС. Ее выводы лягут в основу предпринимаемых правительством мероприятий, которые должны в переходный период помочь населению легче перенести возникающие трудности.

Также оппозиция в нашей стране пугает тем, что в случае присоединения к ТС Кыргызстан потеряет свою независимость. Это абсурд. Разве Казахстан или Беларусь потеряли свою независимость? Они выступают на международной арене как вполне самостоятельные государства, как и до членства в этой организации. Так что эти доводы несостоятельны.

Хочу сказать, что уровень жизни народа в стране после вступления в ТС улучшится, в выигрыше будут бизнесмены, фермеры, даже гастарбайтеры, которым будет меньше препятствий на границах, при принятии на работу в России и Казахстане. Также дипломы, полученные у нас, будут признаваться в странах-членах ТС. Если у нас будет приток инвестиций, начнут открываться новые производства, потребуются рабочие руки, и мигранты начнут возвращаться домой. Ведь большинство из тех, кто уехал за границу, сделали это вынужденно в поисках работы. Да и просто легче будет ездить в рамках объединения, не будет проверок документов на границах. Сейчас ведь даже съездить к родственникам в гости – большая проблема, а тогда это станет намного проще.

Существует как вариант и отказ Кыргызстана от вступления в ТС. В этом случае рынок стран-членов ТС будет закрыт, а значит, экспорта продукции наших фермеров, швейников и других производств не будет или будет связан с большими трудностями при прохождении. Придется искать другие пути в другие страны, и все должны понимать, насколько это затратно и требует много времени. Так что, без Таможенного союза наша страна, скорее всего, так и будет топтаться на месте, не будет развиваться дальше. В развитии экономики на данном этапе наступил застой, и от нашего решения сейчас зависит очень многое. Другими словами, вступление Кыргызстана в ТС – это будет благо для страны. Альтернативы нет. Мы должны пережить переходный период в два-три года, после которого, мы верим, начнется настоящее развитие экономики, начнет повышаться уровень жизни людей.

 

Выслушав государственного служащего, мы попросили высказаться независимого эксперта в вопросах экономики Панкратова Олега Михайловича. Его мнение в этом важном вопросе хоть немного отличается и не такое радужное по перспективам, но в целом он также за вступление Кыргызстана в это экономическое объединение. Давайте послушаем его.

— В вопросе о вхождении в Кыргызстана в Таможенный союз нам приходится выбирать, как говорится, из двух зол. Конечно, мы выбираем меньшее. Не вступив в Таможенный союз, мы однозначно проигрываем. А вступив, мы можем и выиграть, и проиграть. Все будет зависеть от того, какую политику будет вести правительство. Таможенный союз дает возможность, и надо этой возможностью воспользоваться правильно.

Давайте посмотрим, что будет, если мы не вступим в этот союз. 80 процентов экспорта мы отправляем в страны ТС. На данный момент 40 процентов экспорта страны дает одно предприятие – Кумтор, на котором работает около двух тысяч человек. И в бюджет от него поступает около 25-30 процентов доходной части. Представим, что предприятие остановится. Потеряют работу рабочие и ИТР, в казну не поступит почти четверть бюджета.

Также и при невступлении Кыргызстана в ТС на границах вырастает барьер, и вся произведенная продукция не найдет рынка сбыта. Это будет коллапс для экономики, могут остановиться многие предприятия частного бизнеса, ориентированного именно на страны ТС. К примеру, в швейном производстве сейчас работают около трехсот тысяч человек. А что будет, если они потеряют работу? Именно поэтому сейчас усиленно идет работа по подготовке к вступлению в ТС.

Утвержденная Жогорку Кенешем и принятая Правительством Дорожная карта по вступлению Кыргызской Республики в Таможенный союз – это план действий. Сейчас полным ходом идет подготовка инфраструктуры – оборудование лабораторий, таможенных постов, органов по оценке соответствия товаров требованиям Таможенного союза, пересматривается нормативно-правовая база. Основная часть Дорожной карты направлена именно на это.

Что касается преференций для Кыргызстана, то по ним еще ведутся переговоры, список еще не утвержден. Это делается для того, чтобы процесс вхождения Кыргызстана в Таможенный союз и Евразийский экономический союз прошел безболезненно, особенно для предпринимателей. Общественность может ознакомиться со списком преференций на сайте Министерства экономики, которые опубликованы в виде приложений к Проекту Договора о присоединении КР к Евразийскому экономическому союзу. Пока в списке товаров около 250 наименований товаров, которые будут завозиться в Кыргызстан по пониженным таможенным ставкам, но этот список, скорее всего, будет сокращаться. Надо найти такой баланс, чтобы не ставить в трудное положение бизнес, но и в то же время чтобы оставались полноценные поступления в бюджет и государство могло выполнять свои социальные функции, то есть выплачивать зарплаты бюджетникам, пенсии и пособия, претворять другие социальные программы.

По вопросу роста цен много мнений, некоторые считают, что рост цен будет обусловлен повышением таможенных пошлин. Другие связывают рост цен с оттоком наших товаров за рубеж. По моему, рост цен произойдет из-за увеличения денежной массы. Увеличение таможенных ставок приведет к увеличению доходной части бюджета, произойдет увеличение зарплат бюджетников, эта денежная масса будет поступать на рынок, который сначала не сможет отреагировать на повышенный спрос, что и приведет к росту цен. В этом случае угрозы понижения уровня жизни я не вижу. Каких-то негативных тенденций при инфляции может быть больше, но она не будет критичной, чтобы ее опасаться. По некоторым товарам рост цен будет значительным, но в целом на экономической ситуации и уровне жизни населения эти изменения не скажутся.

Что касается потери независимости, то страхи на сей счет сильно преувеличены. Сейчас 80 процентов нашей продукции поставляется в страны Таможенного союза. И наши производители волей-неволей вынуждены свою продукцию выпускать в соответствии с техническими требованиями безопасности, которые установили страны-члены ТС. Наоборот, вступив в ТС, наше правительство станет полноправным участником и сможет лоббировать и отстаивать интересы наших бизнесменов-товаропроизводителей. Поэтому миф о потере суверенитета очень сильно раздут и политизирован, говорить об этом – это значит вводить народ в заблуждение. Никто ведь не скажет, что Германия или Франция потеряли суверенитет, вступив в Европейский экономический союз. В таких объединениях решаются ведь только экономические вопросы, которые связаны со свободным передвижением товаров и финансов стран-членов союза. Все в этих союзах, направлено на то, чтобы отстаивать интересы своих товаропроизводителей и препятствовать проникновению продукции третьих стран. Это закон экономики.

С этим связано и то, что будут повышаться таможенные тарифы на ввоз иномарок. Высокие таможенные тарифы сделают их неконкурентноспособными по сравнению с автомобилями, произведенными в странах ТС. Но для того, чтобы не было резкого скачка, чтобы был плавный переход, в Министерстве экономики предполагают поэтапное увеличение тарифов в течение пяти лет. Вообще, в Кыргызстан ежегодно ввозится около ста тысяч автомобилей. Если так будет продолжаться, скоро количество машин превысит численность населения. А ведь большинство из них – это подержанные автомобили, почти исчерпавшие свой ресурс. А новые автомобили из России, например, будут продаваться в кредит на длительные сроки, будут открываться станции обслуживания, в общем, будет проводиться курс на поддержку отечественного автопрома.

По большому счету, ТС создавался Россией, Казахстаном и Беларусью для защиты от агрессивного экспорта китайских товаров. Но если Китай – это большая держава с мощной экономикой, у которой намного больше возможностей пробить таможенные барьеры, то наша республика с маленькой экономикой и скудными ресурсами вне Таможенного союза пострадает очень сильно.

Напоследок хочу сказать, что до сих пор я не слышал хоть более-менее адекватных доводов противников вхождения Кыргызстана в Таможенный союз. И с их стороны тем более я не услышал хоть каких-нибудь альтернативных предложений. Невступление в ТС – это единственный негативный сценарий для нашей страны. А вступив в него, мы можем пойти по двум вариантам – или негативному, или позитивному. Все будет зависеть от нашего правительства. Вступив или не вступив, мы переживем какое-то потрясение, но, повторюсь, другого пути у нас на данный момент нет. Если не вступим, еще лет десять будем топтаться на месте, потом в силу географических причин, транспортной инфраструктуры придем к необходимости торговать со странами-членами ТС. Просто потеряем эти десять лет, и все.

В конце хотелось бы привести еще такой аргумент. Если бы вопрос о вступлении в Таможенный союз так широко не обсуждался бы в обществе, а все сделали кулуарно, в секрете от народа, правительство бы приняло постановление о вступлении само, то 70 процентов населения даже не почувствовало бы перемен. Тридцать процентов, особенно те, кто хотел приобрести автомобиль, конечно бы почувствовало. Но большинство людей даже не поняли бы, что происходят какие-то изменения. Поэтому я считаю, что говорить о каких-то грядущих трудных временах не стоит. Бояться не надо, наоборот, при правильном подходе у нас есть реальные шансы пойти по пути индустриализации, создания рабочих мест, возвращению мигрантов, развитию сельского хозяйства, получить реальное развитие страны.

 

Как сказал наш второй собеседник, альтернативы вступлению в Таможенный союз у нашей страны нет. Настораживает его тезис о том, что при вступлении могут быть два сценария развития событий, и при плохом управлении экономикой и недостаточно твердом отстаивании интересов республики в рамках ТС могут быть негативные последствия. Для того, чтобы Кыргызстан все-таки воспользовался этим историческим шансом для своего движения вперед, в правительстве и в руководстве страны должны работать настоящие профессионалы, душой болеющие за свое Отечество. Как бы высокопарно это не звучало, но это так. Но это уже другая проблема.

 

Улан АЛЫМБЕКОВ.