Гульзат КАСЫМКУЛОВА. Фото www.
Что нужно предпринять, чтобы с введением открытого неба не только возрос оборот пассажирских перевозок, повысился уровень обслуживания, увеличилось количество маршрутов и их направлений, но и сохранилась отечественная гражданская авиация? Нужно ли введение политики открытого неба в Кыргызстане или нет?
На прошлой неделе Международный деловой совет провел заседание на эту тему. В нём приняли участие депутаты Жогорку Кенеша, независимые эксперты, эксперты международных проектов, представители государственного сектора и министр экономики Темир Сариев, который является инициатором разработки этого законопроекта. Как рассказал министр экономики КР Темир Сариев, если в Кыргызстане будет принято решение о режиме открытого неба, то правительство не будет вмешиваться в деятельность авиакомпаний, в установление стоимости билетов, в осуществление грузовых и пассажирских перевозок.
— Мы работаем над этим проектом с 2012 года, за это время был изучен международный опыт. Это вариант решения ряда проблем, в том числе и выпадения платежей в связи с выводом Центра транзитных перевозок. Открытое небо позволит восполнить выпадение средств из-за вывода американской авиабазы. Кроме этого удастся снизить цены на билеты, обновить авиапарк, а также быстрее вывести Кыргызстан из черного списка Евросоюза. Реализация политики открытого неба послужит инструментом для выхода Кыргызстана из чёрного списка. С введением открытого неба ожидаются увеличение направлений полетов, пассажиропотока и общего оборота грузовых и пассажирских перевозок гражданской авиации. В итоге это приведет к росту платежей за услуги наземных служб и, соответственно, поступлений в государственный бюджет, – сообщил министр экономики Темир Сариев.
В начале прошлого года Министерство транспорта и коммуникаций было категорически против введения открытого неба в Кыргызстане. Что они теперь решили делать и будут ли менять свое мнение, рассказал статс-секретарь Министерства транспорта и коммуникаций Максатбек Дыйканов.
— Мы не против политики открытого неба, мы были против бесконтрольных полетов в Кыргызстан. Допустим, по проекту Минэкономики компания уведомляет кыргызскую сторону, что вылетает такой-то из такого- то пункта в международный аэропорт «Манас» или «Ош». Во-первых, должно проверяться, что за это самолет, каковы его цели, насколько он отвечает требованиям безопасности. Также страны Таможенного союза планируют внедрить проект единого евразийского неба. Кыргызстану следует это учитывать при реализации своего проекта, так как республика официально заявила о намерении вступить в Евразийский экономический союз. В этом плане разрабатывается программа для стран Таможенного союза – России, Казахстана, Беларуси и в будущем Кыргызстана. Нужно учесть и эти моменты, ведь страны Таможенного союза не позволят нам стать открытым каналом, – сказал М. Дыйканов. Он добавил, что у людей сложилось мнение, что с введением открытого неба в Кыргызстане сразу же начнут летать самолеты иностранных авиакомпаний, улучшится сервис, зарубежных туристов резко прибавится, а все жители начнут летать в разные страны. Это ошибочное мнение. В начале будут свои трудности.
— Как только будет введена политика открытого неба, другие страны буду к нам летать только в том случае, если это им будет выгодно. Возможен такой вариант, они начнут летать по наработанным маршрутам, демпинговать тарифы и устанавливать свои правила и тарифы, – отметил М. Дыйканов.
А вот с точки зрения аэропорта приветствуется любая либерализация рынка, потому что открытое небо дает возможность увеличивать количество авиакомпаний, самолеты которых будут пролетать через нашу страну.
— При открытом небе будет выгодно осуществлять полеты через Кыргызстан, а также открывать новые направления. Может быть, конкуренция заставит наших национальных операторов снизить цены на билеты, что можно видеть на примере компании «Эйр Пегасус». «Пегасус» вошел на наш рынок как партнер путем аффилирования с «Эйр Манас», – сообщил заместитель председателя ОАО «Международный аэропорт «Манас» Даир Токобаев.
Депутат Жогорку Кенеша Нарынбек Молдобаев, выслушав всех выступивших, сообщил, что в аэропорту «Манас» у чиновников воруют багаж. Если будет введено открытое небо, то будет еще больше воровства.
— Я сегодня впервые принимаю участие в этом заседании. Мне говорили, что министерства минэкономики и минтранса пришли к единому мнению. Но, как я вижу сегодня, между ними возникло противоречие по этому проекту. Скоро Кыргызстан собирается войти Таможенный союз, и там будут свои условия. Нужно все продумать, чтобы потом опять не пришлось все менять. Есть ли у нас скоростные топливно-заправочные комплексы? Нет. Существует только одна взлетно-посадочная полоса, а нужно хотя бы две. Мы все хотим, чтобы из аэропорта «Манас» можно было прямо вылететь в Малайзию или в Сингапур, но мы же фактически к этому не готовы. Не сможем и принять столько пассажиров на паспортном контроле и при приеме багажа. Все знают, как воруют у нас багаж.
Высокопоставленные сотрудники Министерства транспорта и коммуникаций сталкивались с этим, – рассказал депутат. — Как руководитель ассоциации и просто как гражданин Кыргызстана считаю, что либерализацию воздушного пространства надо проводить постепенно. Авиация – это не простая сфера. И поэтому надо все конкретно обдумать, прийти к одному мнению и решать этот вопрос. Данный вопрос обсуждается уже 4 года. Никак не можем подвести итоги этих заседаний, – сказал президент Ассоциации авиаперевозчиков КР Таалайбек Окенов.
Министр экономики Темир Сариев сообщил, что с введением открытого неба ожидается увеличение направленных полетов и потока пассажиров. Этот режим будет содействовать развитию туризма, так как с появлением транзитных перевозок увеличится число туристов, которые сегодня не могут попасть в Кыргызстан из-за отсутствия авиасообщений.
Министры, депутаты и эксперты бурно обсудили введение политики открытого неба в Кыргызстане. Но, все-таки, не пришли к единому мнению. Но, несмотря на это, министр экономики – инициатор данного законопроекта Темир Сариев – сообщил, что режим открытого неба будет введен с 1 января следующего года.