Елена ЖОЛОБОВА.

Понятия семья, организация, государство довольно разные, но если посмотреть как складываются все эти структуры, то можно найти много аналогий, и одна из них – формирование бюджета. Слово «бюджет» уходит корнями к старонормандскому языку и дословно обозначает «кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами». Правильно распределить этот «мешок с деньгами» – задача не из легких, особенно когда речь идет о бюджете государства.  Конечно, его формирование,образно говоря, – дело избранных, а вот знать о том, как распределяются бюджетные средства, имеют право все граждане нашей страны. Поскольку именно мы с вами путем разнообразных платежей в казну государства вносим свой вклад в финансирование государственных и муниципальных функций.

К сожалению, любой бюджет со своей классификацией доступен для специалистов, а для простых жителей он совсем не понятен. Изменить ситуацию, придать бюджетному процессу большую прозрачность возможно лишь при тесном взаимодействии государственных и муниципальных органов с гражданским обществом.

В конце прошлой недели в Институте политики развития (ИПР) состоялся семинар на тему «Здоровье и образование бишкекчан не должны зависеть от состояния городского бюджета». В мероприятии  приняли участие представители мэрии города, ИПР, журналисты. Как рассказал собравшимся эксперт ИПР Асылбек Чекиров, финансирование здравоохранения г. Бишкек происходит как из   республиканского бюджета, так и из городского путем направления средств в Бишкекское территориальное управление фонда обязательного медицинского страхования и Департамент здравоохранения. Существующая довольно запутанная схема финансирования характерна только для Бишкека.  Здесь практически воедино слились понятия «государственного » и «местного» бюджетов.

Действующая нормативноправовая база не определяет  правовой статус учреждений здравоохранения города. Четкое, законодательно закрепленное определение их правового статуса позволит проводить разграничения по финансированию между республиканским бюджетом, направленным на государственные учреждения здравоохранения, и местным, идущим в муниципальные учреждения здравоохранения. 

По мнению А. Чекирова, необходимо разграничить полномочия между Министерством здравоохранения республики и органами местного самоуправления г. Бишкек, передав минздраву учреждения, работающие по системе единого плательщика, предполагающей консолидацию финансовых ресурсов здравоохранения из средств базового государственного медицинского страхования и обязательного медицинского страхования для последующего проведения одноканального финансирования по расчетам за медико-санитарные и фармацевтические услуги, оказанные населению организациями здравоохранения, а также здания, оборудование и транспорт на основе договора оперативного управления.

Органам МСУ на первом этапе остаются медицинские учреждения, работающие вне системы единого плательщика: таких  учреждений около одиннадцати. В дальнейшем им следует формировать собственную муниципальную программу поддержки городского здравоохранения. Результатами проведенной работы станет повысившийся  уровень гарантий в оказании качественных медицинских услуг.

— Мы наконец найдем хозяина – того, кто отвечает за медицинские услуги города Бишкек, – рассказывает А. Чекиров. – Выровняется система оплаты между медицинскими учреждениями. Каждый гражданин Кыргызстана будет иметь доступ к  городским учреждениям здравоохранения. Произойдет формирование значительных объемов денежных ресурсов в бюджете города для его дальнейшего развития и как следствием перечисленного станет оптимизация структуры Департамента здравоохранения.

Последний пункт, озвученный экспертом, будет наиболее, образно говоря, «болезненным ». Однако думается, что в приоритет все же стоит поставить интересы большинства горожан и жителей   республики, а не раздутого штата чиновников. Необходимость указанной меры подтверждается действующей программой «Ден соолук». Если продолжать надеяться на авось и не пытаться выстроить систему здравоохранения в единую отлаженную структуру, то она по-прежнему так и останется системой вечных жалоб и недовольств практически всего населения республики.

Система финансирования городского образования также нуждается в преобразованиях. Со слов Асылбека Чекирова, из городского бюджета в  нынешнем году на образование выделено 2,26  иллиарда сомов. Средства из него поступают  в Управление образования города, затем в муниципальные учреждения образования. В городе работает около 117 учреждений образования, позиционирующих себя муниципальными.  — Если мы посмотрим документы о регистрации этих учреждений, то доказательств о том, что они муниципальные, в них не найдем, – поведал А. Чекиров. – В случае, если мы соглашаемся, что все бишкекские школы являются муниципальными, то тогда необходимо признать отсутствие государственных программ в сфере образования, поскольку все они переходят в разряд муниципальных. Закон об образовании не разграничивает понятия «государственной» и «муниципальной» школы, в нем есть сам термин и указание о финансировании из государственного бюджета, то есть местного или республиканского, а критериев отнесения к определенному статусу, к сожалению, нет. В первую очередь необходимо разобраться с законодательством в сфере образования, а потом уже начинать разграничивать полномочия. Это длительный процесс, требующий рассмотрения на парламентском уровне.

Еще одна ключевая проблема финансирования системы образования базируется на принципе «Школа должна дать нам показатели, мы должны дать деньги». Однако де-юре существующее подушевое финансирование на деле не действует. Чтобы внести изменения в сложившуюся систему, эксперты предлагают поэтапный перевод финансирования школьного образования на республиканский уровень, а также исполнение требований Закона «О делегированных полномочиях» с финансовым обеспечением школьного образования посредством трансферта. Одним из рисков, которые озвучил начальник отдела государственных доходов финансового управления мэрии г. Бишкек Адилет Молдобаев, в случае, если систему образования и здравоохранения передадут в республиканский бюджет, Министерство финансов может забрать источники доходов. Однако эксперты отметили, что решение о том, кто забирает расщепления, принимает не минфин, а парламент. Сломать устоявшуюся систему, пусть даже не всегда отвечающую действующим законам, довольно сложно. Ведь проще написать очередную инструкцию или разъяснение, но  главное, чтобы все осталось как прежде – ведь работали люди раньше именно так, и все  было нормально, всех устраивало. Так зачем же это ломать?

Начать жить по-новому уже сейчас, не откладывая процесс до спасительного «завтра», довольно сложно, но, все-таки, к этому следует стремиться, ведь перспективы, о которых говорят эксперты, позволят сделать нашему государству не просто маленький шажок, а огромный рывок в построении действительно правового государства со «здоровой» медициной и «умным» образованием.