Сегодня в парламенте КР вновь был поднят вопрос о необходимости признания некоммерческих организаций зарубежными агентами.
Были озвучены следующие данные: только в Бишкеке зарегистрировано 1 тысяча 426 различных НКО и НПО.
Как указано в документе-обосновании внесения изменений в закон, «значительная часть из них вопреки своим учредительным документам вмешивается в политическую жизнь государства, участвуя в организации и проведении политических акций. Нередко они стремятся формировать общественное мнение для принятия властными органами решений, противоречащих государственной политике».
Агентами предлагается указывать те иностранные некоммерческие организации, которые не извлекают прибыли от своей деятельности. И такие организации будут признаваться участвующими в политической жизни страны, если вопреки заявленным целям и задачам, они, по факту, участвуют в организации и проведении политических акций.
Также в документе говорится, что «некоммерческие организации должны представлять в уполномоченный орган в сфере регистрации документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Устанавливаются также плановые проверки, которые проводятся не чаще чем один раз в год. Основаниями для проведения внеплановой проверки являются:
— несвоевременное устранение нарушений в случае предупреждения уполномоченного органа, ранее вынесенного НКО, выполняющей функции иностранного агента;
— поступление в уполномоченный орган информации от госорганов о нарушении НКО, выполняющей функции иностранного агента, законодательства КР;
— наличие приказа (распоряжения) руководителя уполномоченного органа, изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки.
Уполномоченный орган в сфере госрегистрации осуществляет контроль за деятельностью некоммерческой организации. Ему разрешается запрашивать у НКО их распорядительные документы, информацию о финансово-хозяйственной деятельности, проводить проверки, приостанавливать своим решением на срок не более 6 месяцев деятельность НКО, выполняющей функции иностранного агента, которая не подала заявление о включении ее в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Решение о приостановлении деятельности такой некоммерческой организации может быть обжаловано в суде.
В случае приостановления деятельности НКО ей запрещается использовать банковские вклады, за исключением расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению убытков, причиненных ее действиями, уплате налогов, сборов и штрафов.
Если в течение установленного срока приостановления деятельности некоммерческой организации она подаст в уполномоченный орган заявление о включении ее в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, она возобновляет свою деятельность».
Очевидно, общественность вскоре станет свидетелем очередного выступления «правозащитных организаций» (как правило и регистрирующихся по формату НКО и НПО) о том, что подобное регулирование их деятельности недемократично, незаконно и т.д.
А пока сами же представители различных организаций не гнушаются вешать ярлыки на своих идеологических оппонентов, обвиняя их в «диверсии против суверенитета Кыргызстана». Особенно в почете у носителей «демократических ценностей» обвинять оппонентов в связях с Кремлем, ФСБ и другими российскими структурами. Сами же НПО и НКО, как правило, финансируются по линии проектов, существующих за счет казны Государственного департамента США, чему есть множество подтверждений, других органов из стран Запада.