Таких, как она, характеризуют одной фразой – Человек с большим сердцем. Именно неимоверная любовь и сострадание к одиноким людям помогли ей преодолеть все препятствия для создания как самого дома для пожилых, так и домашнего уюта в нем. Как признается Татьяна, эта идея к ней пришла после смерти матери. Одержимая мыслью о приюте, она обратилась к супругу и детям. Семья, долго не раздумывая, поддержала ее и помогла дать старт идее. Глава поселковой управы выделил помещение в дошкольном учреждении на окраине Кемина, заключив договор о безвозмездной аренде сроком на 19 лет. Помещение оказалось в заброшенном состоянии. Серые, холодные стены, отсутствовала система отопления, пришедшая в непригодность проводка, заросший травой двор… Усилиями семьи Татьяна начала приводить в порядок помещение, но отсутствие средств становилось все более ощутимым барьером. Руки стали опускаться с приходом первых постояльцев. Было сложно понять, как продолжать дальше: не хватало кроватей, холод насквозь пронизывал приют через огромные щели в оконных рамах, не помогала даже буржуйка, принесенная из дома. Силы вернулись с поддержкой международных спонсоров. Узнав об их ситуации, они помогли провести отопление. Детище Татьяны начало набирать силы и крепнуть. В доме установилась дисциплина. Основной бюджет начал формироваться из пенсий стариков. И хотя этих денег не хватало на полноценное содержание подопечных, Татьяна сделала свой первый вывод: есть препятствия, но нет предела их преодолению!
Выжить среди людей
Благосклонность судьбы приходит после испытаний. И чем сильнее человек, тем больше трудностей выпадает на его долю. Так и Татьяне судьба сразу после первого послала второй свой выстрел – выстрел в виде человеческого цинизма и нежелания не то, что бы понимать, а даже обращать внимание на её проблемы, руководствуясь принципом: проблема индейца – это проблема индейца. Чиновники начисто забыли как о своих служебных обязанностях, так и об элементарном сострадании.
Заболевших приходилось везти на такси, так как в Кемине смерть дождаться легче, чем скорую. Врачи центра семейной медицины отказывались проводить профилактический осмотр. Минздрав отказывался решать этот вопрос до тех пор, пока Татьяна не забросала их жалобами, и лишь после этого из ЦСМ стали отправлять к ним последователей Гиппократа, тех самых, что клялись отзываться на крик о помощи.
Тем временем на сцене появились соседи – жители микрорайона, рядом с которым расположен дом для пожилых людей. Не удавалось высадить цветы и разбить сад с беседкой для старцев, так как соседи территорию приюта расценивали как пастбище для своего скота. На замечания Татьяны реагировали остро, посылая в известном направлении и подчеркивая то, что она русская и не имеет никаких прав, кроме имени и фамилии в паспорте. Приходилось обращаться в компетентные органы, то бишь в милицию, которая не хотела быть компетентной в этом вопросе. Участковый лишь пожимал плечами, утверждая, что он взял с соседей объяснительные, а дальше спасение утопающих – дело рук самих утопающих.
Татьяна решила оградить территорию приюта забором. По периметру приюта еще при Союзе были установлены лотки. Но поливной воды не было, и Татьяна в целях экономии решила установить там фундамент. Узнав об этом, соседи направили шквал жалоб в местный кенеш. Депутаты потребовали вырыть рядом с фундаментом по старой траектории новый канал. «Интересной оказалась» реакция властей: вроде бы и законная, но слишком уж много можно прочесть между строк. Нужно отметить, что Татьяна пыталась продлить договор аренды на 49 лет, но депутаты отказали в продлении. На заре воплощения идеи в дело многие посмеивались над Татьяной, не веря в осуществление идеи. Но идея выжила, несмотря ни на что, и реализовалась. Анализируя совокупность этих фактов, невольно поддаешься мысли, что это достижение маленького, но сильного и самоотверженного человека стало объектом зависти.
Несмотря ни на что
На окраине Кемина, напоминающего своими разрушенными многоэтажными домами заброшенный город, вот уже четыре года существует маленький островок надежды для старых, бездомных и больных людей. За четыре года в приюте прожили 62 пожилых человека, волею судьбы оказавшихся без крова. На сегодняшний день их осталось 30: кто-то уехал сам, кого-то дети забрали, а кого-то пришлось выселить из-за систематического пьянства. 19 старцев скончались в стенах, ставших им родными. Их похоронили за счет приюта, соблюдая все требования их религий.
Сегодня детище Татьяны Синюк уже твердо стоит на ногах и может позволить себе принять до 60 человек. Учитывая то, что в Кеминском районе все еще много нуждающихся в крове стариков, глава поселковой управы Солайбек Досов обещал помочь в расширении приюта по мере необходимости.
Благодаря общественному объединению «Умай Эне» приют уже не одолевает такая проблема, как зимний холод. Председатель этого объединения Шайыр Абдылдаева подготовила проект «Надежда» и встретила понимание со стороны фонда «Сорос-Кыргызстан». Проект получил поддержку, и приют был профинансирован в плане ремонта и оснащения здания. Ремонт делали самостоятельно, совместно со своими подопечными, которые могут ходить, так как нанимать работников было очень дорого. Все вместе шпатлевали, красили и белили. Поменяли окна на первом этаже, установили новые умывальники, унитазы, стиральные машины. На кухне установили две новые газовые плиты и холодильник, закупили новую посуду и чайники, постелили новый линолеум, ковры, завезли мягкую мебель. Также половина подопечных получила новые удобные кровати с новыми матрацами и тумбочками.
Год назад приют смог приобрести старенький «Москвич», и теперь трудности с транспортом уже позади. Татьяна смогла добиться того, чтобы к ним из ЦСМ дважды в год направляли врачей для профилактического осмотра стариков. Постоянно рядом с подопечными приюта находится медсестра. Есть свои повара, готовящие еду согласно разнообразному меню. Это достижения человека, однажды решившего подарить свою любовь обездоленным пожилым людям. И, несмотря на то, что о них не вспоминают даже 1-го октября, в день пожилых людей, Татьяна смело смотрит в глаза предстоящим трудностям, коих еще будет немало.
Богдан РЫЖЕНКО, Шабдан ЭМИЛЬ.
Фото авторов