17 января текущего года Президент РК Н. А. Назарбаев обратился к народу с очередным ежегодным Посланием. В своем выступлении в Парламенте РК «Казахстанский путь-2050». Единые цели, единые интересы, единое будущее» он выделил основные этапы казахстанского пути вхождения в тридцатку самых развитых стран мира, рассказал об основных положениях Концепции вхождения в «TOP-30», назвал ключевые приоритеты развития страны на перспективу.

В этой связи необходимо напомнить, что год назад Лидер Казахстана в своем Послании народу страны дал глубокий и всесторонний анализ пройденного пути за годы независимости и представил долговременный План дальнейшего развития республики. При этом были выделены две точки отсчета. Одна из них – заявление об успешном и досрочном выполнении «Стратегии-2030». Вторая – «презентация» грандиозной по замыслу и механизмам воплощения в жизнь Стратегии «Казахстан-2050».

Как отметил в нынешнем Послании Нурсултан Назарбаев, «стратегическое планирование в XXI веке является правилом №1. Ибо никакой ветер не будет попутным, если страна не знает маршрута и гавани прибытия. «Стратегия-2050», как путеводный маяк, позволяет нам решать вопросы повседневной жизни людей, не теряя из виду главной цели».

Но, как следует из выступления главы государства, планы нужны не ради самих планов, они указывают прямой, выверенный путь к намеченной цели. Конечная цель поставлена – войти в число 30-ти самых развитых стран мира. Но при этом Казахстан, как указано в Конституции РК, утверждает себя не только «демократическим, светским, правовым», но и «социальным» государством. Поэтому Президент страны подчеркнул, что «мы ежегодно, а не через 30-50 лет, будем улучшать жизнь людей».

В то же время Лидер нации призвал народ «не ожидать манны небесной», а благодаря общему упорному труду идти к единой цели, вместе создавать единое будущее. «К цели 2050 года мы будем двигаться в условиях непростой, глобальной конкуренции. Легкой прогулки по XXI веку не будет. Предстоящие десятилетия таят вызовы, новые кризисы на глобальных рынках и в мировой политике», – предупредил Н. Назарбаев.

В «Послании-2014» дан анализ современной непростой мировой экономической и политической ситуации, разъясняется суть поставленной перед страной цели и содержание сложнейших задач, необходимость выполнения которых диктуется не только и не столько амбициями Казахстана, а самим ходом всемирно-исторического развития в новом веке.

Как разъясняется в Послании, «развитые страны» – это изменчивая во времени категория, сегодня в развитых странах появляются радикально новые качества жизни народа. К тому же «вторая треть XXI века будет сложнее, а число претендентов в глобальный список «ТОР-30» – весьма ограниченным». Поэтому, подчеркнул Президент РК, «предстоящие 15-17 лет станут «окном возможностей» для масштабного прорыва Казахстана. В этот период сохраняется благоприятная внешняя среда, рост потребности в ресурсах, энергии и продовольствии, будет идти вызревание Третьей индустриальной революции, и мы должны использовать это время».

В целях своевременной реализации задач «Послания-2014» Н. Назарбаев представил проект Концепции вхождения Казахстана в тридцатку развитых стран мира и рассказал о запланированных показателях развития страны. В частности, в национальной экономике планируется достигнуть ежегодного роста ВВП не ниже 4%, достигнуть объем инвестиций не менее 30% от всего объема ВВП, внедрение наукоемкой модели экономики увеличить до 70% и т.д.

Таким образом, казахстанский путь в «ТОР-30» выверен через «Стратегию-2050», через разработку Концепции развития страны, через четкое выделение приоритетов.

Как указывается в «Послании-2014», развитие Казахстана будет осуществляться планомерно, без скачков, в два этапа. Первый этап – до 2030 года – модернизационный рывок, используя «окно возможностей». Второй этап – с 2030 по 2050-й – обеспечить устойчивое развитие страны на принципах наукоемкой экономики.

Четко разработанная стратегия вхождения РК в «ТОР-30», кроме выделенных основных этапов и приоритетов, состоит из 7 пятилеток. Конечным результатом каждой пятилетки должно быть создание новых отраслей экономики. Так, в рамках первой пятилетки (2010-2014 гг.) созданы автомобиле- и авиастроение, производство тепловозов, пассажирских и грузовых вагонов. В рамках второй и следующих пятилеток, наряду с успешной реализацией текущих первоочередных задач, поставлены такие стратегические цели, как основать и запустить в эффективное производство отрасли мобильной и мультимедийной, нано- и космических технологий, робототехники, генной инженерии, открытия энергии будущего и др.

Кроме того, уже в этом году будут разработаны комплексная программа развития финансового сектора до 2030 года; программа приватизации госсектора на 2014-2016 гг.; проекты стратегий формирования агломераций в городах Астана и Алматы до 2030 года; программа развития транзитного потенциала Казахстана на период до 2030 года. Также решены вопросы по различным источникам инвестиций и срокам строительства четвертого НПЗ и атомной электростанции.

Подводя итог новому экономическому курсу Республики Казахстан, можно сделать вывод о том, что он провозглашает принцип всеобъемлющего экономического прагматизма. В соответствии с этой стратегической задачей страна будет работать как единая корпорация, где решения будут приниматься только с точки зрения экономической целесообразности и развития глобальной конкурентоспособности Казахстана.

В этих целях кардинально либерализуется экономическая система РК, через сокращение до минимума участия государства в регулировании предпринимательства, проведение широкомасштабной приватизации и увеличение доли частного сектора практически во всех сферах деятельности.

Для иностранных инвесторов создадут наилучшие условия работы. Максимально ускорится освоение минеральных ресурсов и их экспорт на мировые рынки в обмен на передовые технологии и создание новейших производств. Форсируется переход РК на зеленый путь развития.

Казахстан продолжит свое активное участие в региональной экономической интеграции, базирующейся на принципах взаимной выгоды и совместного решения насущных социально-экономических проблем.

Планируется предпринять конкретные меры по децентрализации управления и переноса ответственности из центра в регионы с наделением их необходимыми полномочиями и формированием нового профессионального государственного аппарата, не приемлющего какие-либо проявления коррупции. Новый стиль госуправления будет основываться на принципе государственно-частного партнерства.

Дальнейшее поступательное развитие получит уникальная казахстанская модель общественного согласия, межэтнической стабильности и межрелигиозной толерантности. Любой этнос, проживающий на территории Казахстана, есть и будет неотъемлемой частью казахстанской нации.

Сохранение светского государства с полным уважением в отношении мировых религий остается главной задачей для казахстанского общества.

Внешняя политика РК будет по-прежнему основана на принципах сбалансированности, последовательности и предсказуемости. Казахстан полностью осознает ответственность за региональную безопасность и намерен активно содействовать усилиям по укреплению безопасности как в Центральной Азии, так и за ее пределами. В первую очередь это относится к делу обеспечения глобальной стабильности, укреплению режима нераспространения ядерного оружия, противодействию экстремизму, терроризму, наркобизнесу и другим угрозам современности.

В завершение своего Послания народу Президент Н. Назарбаев подчеркнул: «Казахстанцам предстоит воплотить в букву законов и в конкретные решения задачи, стоящие перед государством и обществом на пути в сообщество 30 развитых стран мира. У нас у всех единая цель, единые интересы и единое будущее».

 

Екатерина ПОГОДИНА.