В повседневной жизни мы не замечаем людей с ограниченными физическими возможностями и вспоминаем о них лишь один раз в году – в Международный день инвалидов.
Не желание выжить, а стать равноправным членом общества, помочь себе и себе подобным стало главной целью председателя правления общественного объединения девушек с ограниченными физическими возможностями «Назик кыз» Укей Мураталиевой.
– Укей, от Вас исходит необыкновенный свет доброты. Вы радуетесь жизни и заставляете радоваться других. Как Вам это удается?
– Чтобы стать такой, какая я сейчас, мне пришлось пройти долгий и нелегкий путь. Начался он с момента моего появления на свет. Процесс был трудным, но, несмотря на препятствия, я все же родилась. Увидев меня, врачи вынесли вердикт, что вряд ли жизнь новорожденной будет долгой. Но их прогнозы не оправдались. Мне повезло, что я родилась в семье, где все внимание уделялось детям. Отец умер, когда мне было четыре года. Мама воспитывала троих детей одна и не делала различий между мной и моими старшими братьями. Так же как и они, я делала посильную домашнюю работу. Если шкодили, то наказывали всех одинаково. Мне не делали поблажек, не жалели, не опекали чрезмерно, и никто не напоминал мне о моем состоянии. Для всех я была обычным ребенком. Но я чувствовала огромную любовь со стороны близких. Мою маму зовут Зинагуль Рыспековна. Мне было десять лет, когда она стала учить меня ориентироваться и передвигаться по городу. Несмотря на ее наставления, я часто терялась. Тогда мобильных телефонов не было, а у меня в душе росла обида: «Если мама может довести меня до того или иного места, то почему не приезжает за мной?» Теперь я понимаю, чего она добивалась – моей самостоятельности и уверенности. Ею двигала любовь ко мне. Сегодня я часто бываю в командировках, летаю самолетом в дальнее зарубежье, не нуждаясь в чьем-либо сопровождении. Это мамина заслуга.
Братья Бакай и Атай, несмотря на мой возраст, до сих пор завязывают мне шнурки и готовят завтрак. Таким образом они выражают свою огромную привязанность к своей маленькой сест-ренке. Для них я остаюсь таковой. Так что если бы не мои родители и мои братья, я вряд ли сейчас разговаривала бы с вами. Теперь я понимаю, что интеллектуальная основа и то, каким вырастет ребенок, зависят от семьи.
Я рано научилась читать, так как часто оставалась дома одна. Перечитала все книги, которые у нас были (смеется). Кроме Уголовного кодекса отца. Училась рисовать, писать стихи и петь. У нас в роду есть певцы, прикладники и музыканты, которые сыграли немаловажную роль в моем становлении как личности. Если человеку дано многое, то нужно определиться и выбрать одно, и все свои силы направить на основное увлечение. Поэзия забылась. За творчеством надо ухаживать, как за цветком, если его не поливать, то он засохнет. Поэтому перепробовав все, я поняла, что когда вырасту, стану художником-модельером (смеется). Если мне дать «творческий пинок», то, наверное, я смогу снова писать стихи.
– Как проходили Ваши школьные годы?
– Подростки – народ особый, ориентируются на то, что скажут сверстники. Это – пора взросления и влюбленности. Я была тихоней. Это в какой-то мере загнало меня в депрессию, из которой я вышла только к концу
10 класса. Еще у меня была одна проблема: я не понимала точных наук (смеется). С ними я до сих пор не дружу. Это не мое. В 1 классе учительница даже вызывала в школу родителей. Я едва выучила таблицу умножения, а сейчас помню формулу воды – Н2О. Несмотря на это, в моем аттестате о среднем образовании только две четверки. Можно сказать, учителя по алгебре и физике мне их «подарили», по остальным предметам заслуженные пятерки.
– Укей, но как тогда Вы поступили в Кыргызский архитектурно-строи-тельный институт, который считается техническим вузом?
– Это другая история. Не хочется вспоминать о том, как я подавала документы в КРСУ. Там нашлись тысячи причин, чтобы отказать мне. В КАСИ меня допустили к экзаменам. Представьте толпу абитуриентов, грубые окрики преподавателей: «Не оглядываться, не вертеться, не смотреть!» Проходной бал – 110 единиц и, несмотря на то, что мне было очень трудно, мой результат составил 100,99. Короче, по баллам не проходила. Я пыталась доказать, что таким, как я, должны были дать дополнительное время или хотя бы принимать экзамены в отдельной аудитории. Достучаться до сердец чиновников ох как непросто. Нервов помотали достаточно. Но я добилась своего. 30 августа меня зачислили на бюджет, а 1 сентября студент-ка Мураталиева пришла на занятия. Поначалу мой вид вызывал удивление у преподавателей, а к третьему курсу ко мне привыкли и оценивали исключительно за знания. Будучи студенткой, я поверила в существование Бога. Стипендии не хватало. Почти все деньги уходили на покупку красок, бумагу и кисти. Однажды нужно было срочно сдать курсовую, а у меня кончились краски. Они стоили 280 сомов, а где их взять? У мамы денег тоже нет. Преподаватель пригрозил отработкой. Перед сном я придумала молитву и попросила Всевышнего помочь мне. «Всего 280 сомов, – просила я. – Мне больше не нужно». Вспомнив про маршрутку, я сказала: «Если не трудно, то добавь еще 20 сомов на дорогу». Утром в подъезде я нашла 300 сомов. Для меня это было чудом. Что мне сказали подружки, когда я рассказала им о находке? «Надо было больше попросить!»
В июне 2009 года состоялась защита. Моя дипломная работа была связана с разработкой мужской коллекции – результат моих идей и полученных знаний. Событие страшно волнительное, и я сомневалась, смогу ли я воплотить свой замысел в реальность. Но, работая над коллекцией, я поняла одну истину – лучше сделать, а потом уже бояться, чем сомневаться, не делая ничего. Кстати, по этому принципу я и живу.
– Открытие своего предприятия продиктовано духом времени или…?
– Как и все, после окончания вуза, я мечтала о престижной работе. И вот диплом на руках. А дальше – что? Где фанфары, где медные трубы, зовущие на подвиг? Где крепкие объятья работодателей? Всюду, куда бы я ни обращалась, я получала вежливый отказ. Тогда я подумала, если Бог даровал мне жизнь, значит для чего-то это ему было нужно, и решила создать свое объединение. Благодаря финансовой поддержке фонда «Абилис» (Финляндия) с мая 2011 по август 2012 года мной уже был реализован проект ОО «Назик кыз» – «Нежная леди», основная цель которого – изменение отношения к инвалидности, восстановление уверенности в себе, улучшение жизни женщин и девушек с ограниченными возможностями посредством создания рабочих мест. Сегодня у меня трудятся 20 девушек. Все они очень милые, добрые и талантливые, а главное – занимаются любимым делом (смеется). Я, наверное, единственный работодатель, который радуется текучести кадров. Мои девушки влюбляются, выходят замуж или поступают в высшие учебные заведения. Они живут полноценной жизнью, уверены в завтрашнем дне. Разве это не счастье? Конечно, не все у нас гладко, есть и проблемы. Иногда мне так хочется быть слабой и беззащитной, но я не могу себе этого позволить. На меня равняются девушки. Что будет с ними, если я раскисну? Поэтому я стала такой сильной. Жизнь заставила. Я имею в виду не физическую силу, а духовную. Зачастую возникают ситуации трудные и не очень, которые могут повлиять на дальнейшую мою жизнь и моих девушек. По какому пойти пути, и что ожидает впереди? Приходится просчитывать все, но у человека всегда есть выбор, нужно только выбрать правильный путь.
– Что для Вас является стимулом, чтобы идти вперед?
– Цель, после достижения которой я ставлю новую. Нельзя проживать жизнь бесцельно. И главным фактором для меня всегда остаются люди. Я думаю о девушках, благодаря которым в чьей-то жизни происходят или произойдут положительные перемены. Кто-то устроится ко мне на работу, а кто-то будет носить платье, сшитое ими. Как мы радовались, когда продали первые три платья. Сегодня наши наряды узнают на республиканских и международных подиумах. Впереди ждет центральноазиатская Неделя моды. В сильные холода, сами понимаете, трудно передвигаться по гололеду людям с ограниченными физическими возможностями. Девушки пока работают на дому. Я ни на минуту не сомневаюсь, что 10 нарядов будут готовы к сроку показа мод.
– Считаете ли Вы себя счастливой?
– Для меня давно привычно анализировать достигнутые успехи и строить планы на перспективу. Под рукой всегда список дел, которые я должна сделать сама. Например, я просто обожаю смотреть латиноамериканские чемпионаты по танцам, художественные фильмы о красивой любви, слушать музыку, от которой так хочется встать и… станцевать. Конечно, я танцую: хочется, чтобы мои движения были грациозными, женственными. Пока не получается, но я не расстраиваюсь, в мыслях-то я – прима!
Еще я люблю готовить. Чаще всего сама придумываю рецепты блюд, импровизирую. Меня всегда радует, когда мои изыски оценивают друзья и близкие. Пишу картины. Весной этого года планирую персональную выставку. А еще я мечтаю встретить любимого мужчину, выйти замуж и родить детишек. Кажется, я реализовала себя в этой жизни, заняла свою нишу в обществе, но скажу одно – нет готовых рецептов счастья, типа: «Возьмите два яйца, килограмм муки, щепотку смелости…» Потому что ответы на все вопросы в нас самих. Счастье относительно: я – счастлива, потому что делаю счастливыми других. Каждый человек может научиться быть счастливым, сделать свою жизнь интересной, только для этого не надо плакать, ныть и жаловаться на судьбу.
– Вы ответили на вопрос, который я задала Вам в самом начале. Вы сталкивались с равнодушием, бюрократизмом и непониманием. Но это не разочаровало Вас в людях, а закалило и научило любить жизнь. Почему?
– (Смеется) Вспомните слова одного мудреца: «Если у человека десять плохих качеств и одно хорошее, постарайтесь увидеть только хорошее».
Нурия Шагапова.
Фото Нурии Шагаповой и из личного архива Укей Мураталиевой.
Укей Мураталиева со своими моделями. Все платья хороши!
Азиза Иминова: «Крастота побеждает стереотипы. Под этими словами я подразумеваю людей, которые бывают такими разными».
Чинара Тоюнбаева: «Какая Я? Я девушка, которая хочет получить образование, работать, любить… Но вместо этого мне каждый день приходиться бороться со стереотипами, созданными по отношению не только к инвалидности, но и как к женщине в целом.»
Нестан Дейдиева: «Главное в жизни — вера, надежда, любовь. Нужно любить жизнь, так как любим её мы, и все получиться!»
Лола Зиммерли: «Когда-нибудь я сама буду учить других девушек осознавать их красоту. Вдохновлять их, учить не замыкаться в себе, использовать любые шансы, чтобы они могли показать на что способны и как любимы».
Калима Мараимова: «Я хочу разбить стереотип, что мы не люди, потому что мы «не в формате». Мы талантливы, умны и любим жизнь. Мы такие же как и все».
Айдай Долтобаева: «Мы хотим помочь людям. Вдохновить их и поднять самооценку. Мы такие же как и все».