Куда идешь моя страна

При пастырях совсем не лучших?

Над Родиною даль темна,

Хотя б один просвета лучик…

 

Спешишь, куда?… Иль в никуда…

Твой путь опять до боли  смутен.

Тебе его кто нагадал?..

Иль снова скатишься ты к смуте?

 

Адахан МАДУМАРОВ.

 

— Что, Адахан Кимсанбаевич, предвестники есть такие, коль стихи тревожные? Хотя я и сам понимаю, что страна сегодня снова вошла не в лучшие годины бытия. Знаю, что Вы как историк читали и размышляли над мудрой книгой итальянского политического деятеля и писателя Никколо Макиавелли «Государь». Видел я ее однажды на Вашем рабочем столе. Это умная и вещая книга для всех, кто хотел бы посвятить свою жизнь служению Родине и народу. В ней есть мысли и о времени перемен, которых всегда ждет и жаждет народ. Особенно, на мой взгляд, тогда обострено это чувство, когда только что изгнан один государь со всей его свитой, и власть заменена другими лицами. И поначалу кажется, что они смотрятся получше на фоне тех изгнанных. Но… проходит даже малый срок, как растет и растет убеждение у народа: пришли во власть далеко не совсем те, о которых он мечтал и видел на главных постах в государстве. И Макиавелли ясно и четко говорит: «Люди, веря, что новый правитель окажется лучше, восстают против старого, но вскоре они на опыте убеждаются, что обманулись, ибо новый правитель всегда оказывается хуже старого».

Бросая взгляд на ситуацию в нашей стране, ко мне приходит вот какое предположение: а не торопимся ли мы ждать от пришедших во власть вдруг и сразу лучших перемен в жизни? Ведь время для них, может, еще не совсем подошло? Или времени оказалось мало для реальных перемен? И мы пока только лишь ищем пути и подходы к ним…

 

— Здесь я Вас, коллега, должен буду прервать, чтобы решительно возразить. Когда я думаю о тех и необходимых сроках для того, чтобы перемены в жизни были видны, хотя бы частично осязаемы всеми, то вспоминаю издавна запавшие в мою память четыре строки советского поэта Самуила Яковлевича Маршака, блистательного переводчика сонетов Шекспира. Так вот Маршак, касаясь времени, определяет его так своими поэтическими строками:

Мы знаем, время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его…

Теперь давайте пристально взглянем, чем же и каким существенным содержимым мы наполнили это время ожидаемых перемен к лучшему. Именно перемен, а не болтовни о них и в растяжимый срок без малого в три года? В апрельские дни смуты 2010 года, поднимите, как говорится, подшивки газет или напрягите незабывчивую память, сколько было сказано самых красноречивых слов о том, что мы уже через два-три года станем такой крепкой страной, с такой сильной и возрожденной экономикой, что даже будем способны помогать другим странам. Замечу, речи были самые благостные и вещали их пришедшие во власть лидеры… А затем запылали события в июне на юге страны. Пришли поруха и раздрай. Закипели ненависть и недоверие меж людьми. Печально и больно все это. Но это было. Как было и то, что обещания «новых-старых» лидеров меркли и не наполнялись конкретными, хотя бы по малой толике делами и поступками. Фактически оказалось, что влетевшие во власть верховные болтуны так и не смогли доселе дать здоровый и жизненно необходимый импульс решения первостепенных дел и задач, цель которых была бы одной наиглавнейшей. А именно: каждым действием, личным примером, самоотверженным трудолюбием, правдивым словом вносить в сознание граждан доверие к власти, которое за предшествующие годы было напрочь  порушено. На самом деле предстояло пришедшим во власть выгнать из душ своих самомнение и самодовольство, мол, мы и взявшие Белый дом люди, изгнав бывших правителей страны, теперь заслужили особые преимущества. Остальные люди, в целом народ, попросту обязаны нам. И не дожидаясь, пока народ их оценит по заслугам, пришедшие во власть сами начали воздавать себе любимым преимущества. Вот лишь один факт: всего лишь за полтора года пребывания в «переходный период» на госпосту дама Роза получила самую высокую для себя престижную пенсию. В разы и разы большую, чем у более достойных граждан страны.

А ведь после апреля 2010-го и кровавых июньских событий на Юге, ограбленная страна и её только лишь начали выходить когда из оцепенения, разве надо было в такое время заботиться властным людям о своем брюхе, об устройстве личного благополучия?!.. У них был поистине исторический шанс: своим высоким каждодневным трудолюбием, своим самоотвержением преимуществ над другими исповедовать только такие принципы: мы, пастыри народа,  не должны работать так себе, когда народ в поте лица добывает хлеб насущный. Мы не можем хвастливо упиваться при каждом удобном случае и без него достигнутой стабильностью в обществе, в то время, когда в недрах народных масс слышится гул полного несогласия с этим. Да и какая к черту стабильность? Вдумайтесь, сегодняшние «властители дум», я не зря закавычиваю эти слова, ваша устойчивость – стабильность в обществе, разве выражается в том, чтобы вы пристроили своих отпрысков и всякую родственную толпу, преданных слуг своих на теплые и обильно монетарные госпосты? Или в новом и непрекращающемся разграблении страны? Или в грызне за должности на Олимпе власти? Или в коррупции даже в тех госструктурах, прямая обязанность которых бороться всеми силами и мощью с ней.

Вот пример. Вначале февраля вновь назначенный министр МВД Шамиль Атаханов рассказал о милиционерах-миллионерах и предательстве ГУБОП МВД. И вот что он нам поведал: «Как эти люди могли проводить профилактику и борьбу с ОПГ, если имели заказ прекратить эту борьбу?! А потом  еще распространяют слухи, что ГУБОП якобы разрушили. Они свою прослушку имели, стали богатыми. Если следствие, прослушка и оперативные механизмы в их руках, то они из кого угодно тряпку сделают, человек отдаст и 100, и 200 тысяч долларов, продаст дом, чтобы остаться на свободе или живым», – заявил министр. И далее продолжил: «Они миллионерами стали. Да, их вина не доказана, но люди же видят, в каких домах живут некоторые милицейские чины, на каких машинах ездят. Посмотрите, что их дети творят! Не надо много ума, чтобы, видя, какой образ жизни они ведут, узнать, какова цена этого».

И таких, казалось бы, невозможностей, ставших явью, в нашем новейшем времени хоть пруд пруди… Но власть, часто глуха к ним.

Стало прямо-таки притчей во языцех у наблюдательных бишкекчан, которые справедливо замечают: правительственную трассу перекрывают гаишники дважды в день. Первый раз с 11 до полдвенадцатого дня, когда проносится кортеж машин главного человека страны, а в районе 4-х часов дня, когда лицо это и его кортеж возвращаются с работы… Комментарии, как принято говорить, здесь попросту излишни. А пример самоотверженного трудолюбия главного человека страны под вопросом…

… У нашего великого классика современной и мировой литературы Чингиза Торекуловича Айтматова есть слова, сказанные им в конце своей повести «Белый пароход». Я их процитирую по памяти: «Совесть в человеке, как зародыш в зерне, без зародыша зерно не прорастает…» А как хотелось, чтобы именно это высочайшее качество Человека никогда не уходило от нас. Никогда! Иначе мы не вылезем из трясины, куда зашли…

 

— Неужто наша трясина такая глубокая и вязкая, что нынешней власти самой без потерь не под силу вылезти из нее, тем более вывести страну на большак коренных перемен? Или мы и впрямь не найдем выхода из этой трясины? Напрочь потерян верный след. И потому – тупик. Как там у Пушкина в «Бесах»:

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам?

Слушая Вас, Адахан Кимсанбаевич, принимая близко к сердцу все, что с нами произошло и происходит, нет-нет и вспоминаю свои стихи:

Прости страна серпа и молота,

Тебя такой давно уж нет…

Смертельно общество расколото

На бедный люд и «высший свет».

 

Но, видно, ждут похлеще «перлы»

В родной расколотой стране,

Когда вторые, грабя первых,

За все поплатятся вдвойне.

 

У нас уже такое было…

Пусть далеко я не пророк.

Но то, что было и забылось,

Или не выучен урок?..

 

А вдруг сдадут у бедных нервы,

Конец терпению придет…

Правители, не злите первых,

За ними ведь стоит народ!

 

Вы не гневите исполина, —

Он вам подобных дважды снёс…

Не доводите, чтоб дубину

Над вашей властью он занес…

 

Гневят… Не слышат правды слово,

Оглохли в алчной суете.

Правители, ваш жребий снова

С высоких тронов в грязь слететь…

 

— Что ж, коллега, стихи предупреждающе верные, как в той народной поговорке: «Не в бровь, а в глаз». Они о нашем времени и о нашей стране тоже. А в чем выход из создавшегося положения? Знаете, как призывал в свое время страстный публицист и гражданин России Петр Чаадаев, друг Пушкина, которому поэт посвятил одно из лучших своих стихотворений «К Чаадаеву». И в нем есть такие строки:

…Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы.

            Петр Чаадаев, размышляя о Человеке и Гражданине, их предназначении, воскликнул: «Прочь беспокойные волнения себялюбия! Живши для других, живешь вполне и для себя: вот истинное счастье, единственно возможное, другого нет. Доброжелательство, неизмеримая любовь к ближнему – вот что украшает жизнь истинным благополучием».

Но, в наше время, к сожалению, об этом только лишь мечтать можно. Слишком эгоистичным становится мир и человек в нем. Будто бы ушла от него ясность иного существования и выживания. Как далеко мы зайдем, лелея наше эго? Вот в чем вопрос… И при каких изменившихся условиях мы придем к выстраданной формуле, когда сможем сказать и по Чаадаеву: я никогда ни поступком, ни словом не способствовал сталкиванию моего Отечества с праведного пути. Я служил своему Отечеству  в его интересах, а не в своих личных.

И если мы не выработаем в себе и в других именно таких необходимых качеств, не проявим их, не дадим именно достойным людям возможности прийти к управлению государством, то тогда и в этом случае не только потеряем время, но можем потерять страну. Нам надо научиться жить и действовать так, чтобы ни в чем, нигде и никогда не мириться с несправедливостью. Чтобы без усталости и перерыва давать законный и праведный бой врагам ее. Это утопия? Возможно. Но она та, с которой особенно в сегодняшнем состоянии в нашей стране нельзя и еще много раз нельзя смириться! Ни в коем случае нельзя смириться…

 

            — И тогда, Адахан Кимсанбаевич, как сказано у поэта Александра Блока:

            И вечный бой!

            Покой нам только снится…

 

— И это правильно. Еще к этим строкам добавить бы и такую строку поэта Шарля Бодлера, сказавшего: «…в том мире, где мечта и действие в разладе…» Да еще при этом знать его такие мысли из дневника «Конец мира близок», то просто нельзя не удивиться провидческому дару поэта из далекого девятнадцатого столетия в наш сегодняшний день. Вслушаемся, что говорит этот великий француз поэтического слова: «Машинное производство так заамериканизирует нас, прогресс в такой степени атрофирует у нас всякую духовность, что никакая кровавая, святотатственная противоестественная утопия не сможет даже сравниться с результатами этих американизации и прогресса…» И он предсказывает: «Все, что будет похоже на добродетель, что не будет поклонением Плутосу (в греческой мифологии бог богатства), станет рассматриваться как безмерная глупость…» Разве и в этом не узнаваемо наше время!

И далее: «правосудие, если в столь благословенные времена еще сохранится правосудие, поставит вне закона граждан, которые не сумеют нажить состояние… Твоя дочь, созрев преждевременно, уже с детства начнет прикидывать, как продать себя за миллион, а ты сам, о буржуа, еще менее поэт, ты и не станешь ей перечить… Ибо прогресс нынешнего времени ведет к тому, что из всех твоих органов уцелеет лишь пищеварительный тракт! Время это, может быть, уже совсем близко…»

Так что нам не надо особо всматриваться, не надо напрягать взгляд, чтобы понять и принять: мы живем с вами именно в такое время. Или я не прав?

И позвольте мне вслед за вами повторить стихи великого поэта:

            И вечный бой,

            Покой нам только снится!