В последние дни работы парламента Комитет по конституционному законодательству, государственному устройству, судебно-правовым вопросам и регламенту Жогорку Кенеша в первом чтении одобрил поправки в три кодекса – Уголовно-исполнительный, Уголовный и Уголовно-процессуальный.
Замминистра внутренних дел Эркебек Аширходжаев сообщил, что рассматриваемый законопроект предусматривает возвращение института рецидива преступлений, отменённого в 2019 году. Это произошло в рамках проведённого тогда изменения практически всех кодексов, связанных с уголовной тематикой. Прошло более шести лет. Улучшилась ли ситуация? Правоохранители дают отрицательный ответ. Они утверждают, что исключение понятия рецидива и повышенной ответственности для лиц с неоднократными судимостями себя не оправдало. Снижение ответственности за преступления не достигло ожидаемого эффекта.
Аширходжаев отметил, что после отмены в 2019 году понятия «рецидив» усилилось влияние организованных преступных групп. Отсутствие строгой ответственности за повторные преступления только укрепило их позиции. Инициаторы послабления наказаний, видимо, считали, что господа, не сильно дружащие с законом, оценят «сердобольную заботу», которую нашим юристам «продвигали» западные советчики. Те были уверены, что человек, однажды преступивший закон и отбывший наказание, больше не будет втянут в преступную деятельность. Его будет пугать возможность вновь оказаться за решёткой. Поэтому, даже если он опять случайно, а как же иначе, «оступится», то ужесточать новое наказание не следует.
Возможно, кто-то из осуждённых после нахождения за колючей проволокой и меняет свой образ жизни. Но не все! Замминистра отметил, что сейчас в отношении граждан, совершивших повторные преступления, которых раньше называли рецидивистами, применяются пробация, условно-досрочное освобождение или такое же наказание как в отношении лиц, впервые привлекаемых к ответственности. В настоящее время получается — «если человек десять раз попался на краже, то он десять раз отделается штрафом». И не более того. Наказание его не страшит. Если депутаты согласятся, что их коллеги из предыдущего созыва, одобрившие новые кодексы, оказались излишне либеральными и примут предлагаемые милицейским ведомством поправки в закон, то наказание станет строже. Например, если человек уже дважды совершил преступление, то в третий раз к нему будет применяться более строгая статья.
По данным МВД, сейчас почти 90 процентов осуждённых, находящихся в колониях строгого режима, неоднократно совершали преступления. Более 60 процентов из них вновь были осуждены за идентичные преступления, совершенные ранее – карманные кражи, автоугоны, мошенничество, убийства на заказ. Авторы законопроекта считают, что восстановление института рецидива должно стать для преступников сдерживающим фактором.
Согласно законопроекту, ответственность за совершение преступлений при рецидиве усиливается. Размер наказания за рецидив не может быть ниже половины за опасный рецидив – не менее двух третей, а за особо опасный рецидив – не менее трех четвертей максимального наказания, предусмотренного за совершенное преступление.
Также предложено не освобождать от уголовной ответственности гражданина, совершившего преступление при опасном и особо опасном рецидиве в составе организованной группы или преступного сообщества в случае, если он сумеет достичь согласия с потерпевшим лицом. К сожалению, нам довольно часто рассказывают, что преступник уходит от ответственности, потому что пострадавший согласен заключить с ним мировое соглашение. Что стоит за этим — ни милиция, ни суд разбираться не хотят. Возможно, всё решается деньгами. Однако не исключено, что пострадавших запугивают, вынуждая отказаться от обвинения.
Кроме того, по предлагаемым изменениям рецидив преступлений должен признаваться отягчающим обстоятельством. При этом к таким лицам не применяются пробационный надзор и условно-досрочное освобождение.
По многим составам преступлений, которые присущи организованной преступности – убийство, причинение вреда здоровью, разбой, вымогательство, грабеж, изнасилование, порнобизнес, похищение человека и другие, введен дополнительный квалифицирующий признак как совершение этих преступлений при опасном или особо опасном рецидиве. Это будет квалифицироваться как более тяжкое преступление, соответственно, будет наступать и более строгая ответственность.
Нужно заметить, что после вынесения на общественное обсуждение предложенного законопроекта некоторые политики и юристы критически отнеслись к инициативе МВД.
Если с возвращением рецидива практически все согласились, то другие изменения вызвали удивление. Например, предложили такую поправку: «действия, совершённые в целях защиты суверенитета, конституционного строя, национальной и экономической безопасности, прав и свобод граждан, не признаются преступлением». Или предлагается новая норма: «не является преступлением деяние, совершённое в интересах государственной и общественной безопасности». Общественные активисты вполне резонно расценили вносимые предложения как индульгенцию, которой силовики готовы прикрыть свои действия. Ведь к защите интересов государства и общественной безопасности можно отнести даже убийство.
Александр НИКСДОРФ.
Фото www.




