К нам в редакцию обратилась жительница села Новопокровка Надежда Ивановна Мухортова.
– С переходом на цифровое телевидение смотреть телевизор стало невозможно: большую часть времени то картинка застынет, то звук начинает прерываться так часто и сильно, что непонятно ничего, то просто черный экран. С 22 по 25 июня помехи не прекращались вообще, и в эти дни мы остались без телевидения. Эта проблема не только в моем доме и даже не на нашей улице, а у всех жителей села. У меня дочь живет на другом конце Новопокровки,
и у нее и ее соседей то же самое.
Для нас телевидение и газеты – единственные источники информации. Молодежь вся сидит в Интернете, ну а для людей постарше нет ничего приятнее, чем после тяжелого рабочего дня посмотреть любимые передачи и сериалы или узнать, что происходит в Кыргызстане и мире. Когда было простое телевидение, было меньше каналов, но они все работали отлично. Сейчас все хваленые 57 каналов не работают. Пожалуйста, помогите мне и моим односельчанам в решении этой острой проблемы, – попросила Надежда Ивановна.
Стоит отметить, что это не единственная жалоба на некачественный телевизионный сигнал, поступившая в нашу редакцию. Недавно звонили из города Майлуу-Суу с этой же проблемой. Да и в течение года нередко во время командировок корреспондентам нашей газеты жители жалуются на некачественный сигнал.
Чтобы лучше разобраться в вопросе, наш корреспондент отправилась в Новопокровку. Как выяснилось, буквально за несколько часов до приезда репортера все каналы стали показывать просто идеально. Однако Надежда Ивановна, дабы ее не назвали обманщицей, повела к соседям Мухаббат Омурзаковне Калыкуловой и Владимиру Ивановичу Еремеенко, которые подтвердили ее слова – телевизор невозможно смотреть из-за помех и неисправностей с картинкой и звуком. По их словам, многие односельчане вообще отказываются от просмотра телевизора, чтобы не портить себе настроение.
Мухаббат Калыкулова сетует, что переход на цифровое телевидение не оправдал её ожиданий.
– Столько денег государство потратило, да и мы тоже: и ресиверы покупали, некоторые даже решились приобрести новые телевизоры, которые сами, без ресиверов, принимают сигнал. И что? Теперь ни новости посмотреть, ни расслабиться после работы не можем. Мы же не в пещерном веке живем!
По словам жителей, даже ходит слух, что на самом деле оборудование, которое закупил Кыргызстан для обеспечения сигнала, на самом деле из Украины, и оно списанное, поэтому столько проблем с сигналом.
Объяснить причины некачественной телетрансляции наш корреспондент попросила Улукбека Талантбековича Касмамбетова, технического директора ОАО «Республиканское производственное объединение радио-
релейных магистралей телевидения и радиовещания».
– В ноябре прошлого года моя коллега уже брала у Вас комментарий по аналогичному случаю в селе Ильич Кеминского района. Тогда Вы ответили, что 99% проблем из-за того, что жители приобрели некачественную аппаратуру или неправильно настроили свои антенны. Также Вы дали номер, по которому можно позвонить и получить консультацию по настройке. Однако с того времени в нашу газету поступило немало жалоб, в том числе и на то, что телефон поддержки не работает.
– Да, именно так. Когда мы запускали этот проект, в ОАО «РПО РМТР» ежедневно поступало по 60-70 звонков с жалобами от граждан. И первые три месяца техперсонал выезжал на места, исправлял неполадки. Сегодня в РПО РМТР в день поступает около двух-трех звонков. Сейчас мы завершили консультации по номеру «1212». Теперь абоненты могут позвонить непосредственно мне по городскому номеру
«60 18 70» или по номерам
«60 18 71», «60 18 74». Эти номера открыты для приема жалоб от населения всей республики.
– Что делать Надежде Ивановне Мухортовой и ее соседям из села Новопокровка, которые уже год не могут смотреть телепередачи?
– Я очень удивлен, что жители этого села мучаются целый год. В первую очередь следовало позвонить нам и оставить заявку. В ближайшее время туда выехала бы бригада, чтобы выявить проблему. Также жители села могли обратиться в свой айыл окмоту, чтобы они подали нам заявку. Еще в начале проекта мы наладили сотрудничество с МСУ, акимами, мэрами, полпредами, чтобы в случае возникновения подобной ситуации они знали, что делать. Разумеется, Ваш приход я также расцениваю как заявку и в ближайшее время мы вышлем бригаду, чтобы разобраться в этой ситуации.
– Ходят слухи, что оборудование, передающее сигнал, уже побывало в эксплуатации и было списано на Украине. Можете подтвердить или опровергнуть эти слухи?
– Разумеется, это не так. Технологии, которыми мы пользуемся сейчас, новые, и оборудование просто не может быть списанным откуда либо. Компания «Кварт-Эфир», которая предоставила оборудование, честным путем выиграла тендер. Их оборудование прошло тщательную проверку на соответствие стандартам, оно сертифицировано.
– Вы можете показать нам эти сертификаты?
– К сожалению, нет. Сертификаты могут быть предоставлены только по решению суда.
– Есть ли альтернативы цифровому телевидению?
– Разумеется. У нас горная страна и нередко случается так, что из-за особенностей местности мы не можем гарантировать хорошее качество сигнала. Есть много людей, которые живут в ущельях. Им мы советуем приобрести спутниковую антенну и ловить каналы через спутник. Мы помогаем установить антенну, если это необходимо.
Редакция газеты надеется, что у Надежды Ивановны и всех жителей Новопокровки наконец-то будет возможность без проблем смотреть любой канал.
Но в нашей редакции задались вопросом, дойдет ли в отдаленные уголки страны сигнал, если не только в селе Новопокровка, что в 15 минутах езды от столицы, но зачастую и в самом Бишкеке телевидение не показывает как положено?