Согласно договоренностям, достигнутым во время госвизита председателя Китая Си Цзиньпина в Кыргызстан, официальный Пекин выделит почти 3 млрд. долларов на кыргызстанские проекты,  сообщил журналистам министр экономики Темир Сариев. По словам министра, китайская сторона выделит 1,4 млрд. долларов на строительство225 кмгазопровода «Кыргызстан-Китай». Он будет достроен за два-три года, объем поставок составит 30 млрд. кубометров в год. Объект предназначен для экспорта туркменского газа в китайский Кашгар. Помимо этого Китай выделит по 400 млн. долларов на реконструкцию ТЭЦ Бишкека и строительство альтернативной автодороги «Север-Юг». Еще 400 млн. долларов получит нефтеперерабатывающий завод «Джунда» в Кара-Балте.

Далее будет выделено 210 млн. юаней технической помощи и грантов на различные проекты.

«Средства на строительство газопровода и увеличение мощности НПЗ в Кара-Балте — это чистые инвестиции китайской стороны. Деньги на реконструкцию ГЭС и строительство альтернативной дороги «Север-Юг» — это кредиты под гарантию правительства», — пояснил Т. Сариев.

Напомним, что по итогам госвизита председателя КНР Си Цзиньпина в Кыргызстан подписано семь соглашений.

По железной дороге проблема остается прежней — ширина колеи и экономическая обоснованность проекта. Какой смысл подводить железную дорогу к Кара-Суу, где существующая железная дорога не используется из-за фактической блокады со стороны Узбекистана? Впрочем, транзит своих товаров в Узбекистан китайцы могут осуществлять и через казахский Хоргос.

Куда более перспективной для китайцев является железная дорога в Афганистан, Иран и Пакистан через Карамык (Кыргызстан, Таджикистан) со своей шириной колеи. За железную дорогу из Кашгара в Карамык и далее в Таджикистан выступал премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. Но это в случае, если будет построена железная дорога из Балыкчы в Сары-Таш, строительство которой Кыргызстан озвучил на саммите ОДКБ. Но пока, даже по маршруту не принято окончательное решение…