В Кыргызстане стартует новый проект Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и правительства нашей республики – организация полевых школ фермеров. Через них планируется обучать наших фермеров современным почвозащитным и ресурсосберегающим технологиям возделывания культур, а также внедрять так называемое нулевое земледелие. Первый вводный семинар по этому проекту прошел недавно в Бишкеке.
Нулевое земледелие, или система нулевой обработки почвы (No-Till в переводе с английского означает «не пахать») – это современная система земледелия, получившая в последние годы распространение по всему миру. Суть ее сводится к минимизации обработки почвы и использования химических средств защиты растений. Верхний слой почвы не рыхлится, а укрывается мульчей, что предотвращает почву от эрозии и деградации и сохраняет воду. Бороться с сорняками специалисты ФАО предлагают фермерам с помощью механической обработки почвы, а с вредителями и болезнями растений – с помощью их природных естественных врагов и различных биопрепаратов.
– Население мира растет год от года и нуждается в продовольствии. При таком активном земледелии важно, чтобы земля восстанавливалась, важно не наносить вреда окружающей среде и здоровью человека. Сейчас фокус направлен на здоровую почву, которая является основой растениеводства. Нулевая обработка почвы не означает отсутствия обработки почвы вообще. Это на самом деле непростая система земледелия, которая требует соблюдения определенных технологий. Во-первых, нулевая обработка почвы – это навсегда, а не на 5-10 лет. Почва должна быть покрыта органикой постоянно. На поверхности формируется почвозащитное покрытие, которое мешает в том числе росту сорняков. Постепенно образуется плодородный пласт почвы и повышается урожай. Это научно обоснованное чередование минимум трех различных видов культур по годам. Это научный подход к поливу. Минимальное и бережное использование техники, сокращение применения химических удобрений и пестицидов на первых порах хотя бы наполовину, – объясняет специалист по растениеводству Хафиз Муминджанов, технический руководитель проекта Субрегионального бюро ФАО по Центральной Азии.
Оказывается, у нас в Кыргызстане уже имеются небольшие «очаги» нулевого земледелия. Так, например, Жумабек Жунушалиев из Жайылского района рассказал об их пробе на площади в10 гектаров. Если поначалу все шло прекрасно, и всходы на экспериментальном поле были действительно лучше, чем на остальных, «традиционных» полях, то закончилось все неудачей: фермеры не получили урожай.
– Скорее всего, дело в том, что фермеры не соблюли все основные принципы и технологии нулевого земледелия, – ответил на это Хафиз Муминджанов. – Еще для этого нужны хорошие семена и очень хорошая техника. С хорошей сеялкой можно посеять и на асфальте. Но первые год-два фермеры не увидят результатов от нулевого земледелия. И все же не надо отказываться от него. Просто требуется время, чтобы образовался плодородный слой почвы. И тогда урожаи будут высокими и стабильными.
Однако не все так просто, считает главный агроном семеноводческого хозяйства МИС, что в Ысык-Атинском районе, Геннадий Сулейманов:
– У нас и так такой опыт есть, ежегодно мы обрабатываем 3 тысячи гектаров, используя минимальную обработку почвы. В хозяйстве «Дружба» в Сокулукском районе сажали прямым посевом пшеницу после сои. При простом поливе собрали по 30 центнеров с одного гектара. Но вот если говорить про земли нижней зоны Чуйской области, то они тяжелые суглинистые. При такой плотности почвы 20% влаги будет недоступно корням растений. Цемент. Посеять на асфальте можно, а вот вырастить – нет.
Абдыбек Асаналиев, кандидат сельскохозяйственных наук, ученый секретарь Кыргызского национального аграрного университета, видит проблему в другом:
– Проблема не в почве, не в семенах, а в нашей голове. Мир потихоньку переходит на другую систему земледелия, а мы не можем.
Ему вторит и начальник Управления аграрного развития Московского района Калыс Сманкулов:
– Мы давно уже используем такие технологии, в том числе и нулевое земледелие. У нас есть отличные специалисты. Но нет денег, чтобы проводить семинары и тренинги для всех. А учить надо, потому что сейчас в фермеры подались и врачи, и учителя, и вообще все желающие. Откуда они могут знать о земледелии?
На вводном семинаре был разработан примерный план работ. Так, в сентябре-октябре руководящий комитет проекта во главе с Национальным координатором (куда войдут представители международных, неправительственных и государственных организаций) выберут три пилотных района, где будут открыты фермерские школы, участников проекта, конкретные поля, закупят необходимое оборудование и т.д. Для сравнения результатов по соседству с «нулевым» полем планируется оставить «традиционное». С января следующего года начнутся тренинги и семинары в фермерских школах. Все работы: от подготовки почвы до сбора урожая – будут выполнять сами крестьяне. В течение сезона во всех пилотных районах пройдут полевые дни для демонстрации результатов, чтобы осенью 2014 года провести экономический анализ эффективности упомянутых технологий земледелия и в случае успеха распространить опыт дальше.
Бюджет проекта составляет около 400 тысяч долларов США, он будет реализовываться с 2013 по 2015 годы. Средства выделяются из бюджета ФАО, однако полную ответственность за выполнение проекта будет нести Минсельхоз КР. По задумке организаторов, это будет тесное и плодотворное сотрудничество фермеров, ученых, неправительственных организаций и специалистов Минсельхоза. Которое продлится и после окончания проекта уже самостоятельно, без какой-либо поддержки извне.
ВРЕЗКА
А как в других странах?
Нулевая технология активно используется сельхозпроизводителями в Бразилии, Аргентине, Канаде, Парагвае, Австралии, США, Новой Зеландии, России. В первых четырех упомянутых странах под нулевое возделывание отведено более половины от общей площади обрабатываемых земель. Кстати, наш сосед Казахстан вошел в десятку стран мира по площади нулевой обработки почвы, более того, правительство страны субсидирует тех своих фермеров, которые занимаются этим видом земледелия. В целом в мире нулевые технологии применяются в данное время на площади около 125 млн. га.
ВРЕЗКА
Немного истории
Родоначальником нулевой технологии земледелия в России является И. Е. Овсинский, который еще с 1871 года начал практические опыты по выращиванию сельскохозкультур без глубокой вспашки. Книга с описанием этой технологии «Новая система земледелия» была издана трижды в 1902, 1905 и 1909 годах. На Американском континенте интерес к нулевой технологии возник в 30-х гг. прошлого века после знаменитых пыльных бурь. В 1943 г. появилась книга Э. Фолкнера «Безумие пахаря». В Великобритании первые научные публикации и отчёты, основанные на крупномасштабных исследованиях, появились в 1945 г., где были сделаны выводы о положительных результатах применения технологии прямого сева на территории королевства и рекомендованы к применению. В СССР аналог нулевой технологии начал применяться с 1954 года и получил название безотвальной обработки почвы. Однако из-за отсутствия серьезных научных разработок применение технологии было ограничено. Система No-Till начала стремительно развиваться лишь в 90-е годы в основном на латиноамериканском континенте. Сельхозпроизводителей побудило на это резкое повышение цен на энергоносители. Зато позволило Бразилии, Аргентине и др. занять лидирующие позиции в мире в области сельхозпроизводства.
Маргарита ЛАЗУТКИНА.