• «Бишкектеплосеть» на своём сайте сообщила, что в период с 23 по 29 мая будут проводиться регламентные плановые работы по испытанию трубопроводов тепловых магистралей Бишкека. При этом, как отметили на предприятии, возможны прорывы трубопроводов и провалы дорожного покрытия. И далее приводится огромный список практически всех центральных улиц и более половины столичных микрорайонов, где это может произойти. Отмечено, что в районе проведения испытаний постоянно будут находиться аварийные бригады.

 

Глупый вопрос: не превратится ли испытание трубопроводов в апокалипсис, при котором будет разрушен почти весь город? Судя по тексту сообщения, это вполне возможно. Одна надежда, что крушить столицу тепловики будут не сразу всю, а растянут этот «праздник» на неделю.

 

    • Большие друзья автолюбителей — парламентарии Балбак Тулобаев и Марлен Маматалиев предложили провести в Кыргызстане амнистию для ввезенных ранее автомобилей с правым расположением руля. Разовую и единовременную. После чего все амнистированные машины можно будет легализовать. По этому поводу они написали проект закона.

Депутаты напомнили, что ещё в 2015 году в стране ввели запрет на ввоз транспорта с правым рулём. Естественно, нельзя было их регистрировать, допускать к эксплуатации и вообще к участию в дорожном движении на всей территории республики. Этот запрет был направлен на обеспечение безопасности граждан на дорогах исходя из того, что, как утверждали правоохранители, именно праворульные автомобили зачастую являются виновниками дорожно-транспортных происшествий.

Однако законодатели уверяют, что они подсчитали и пришли к выводу, что всё совсем не так. Сослались даже на статистику, по которой количество ДТП с участием праворульных машин за девять лет не превышало отметки 35 процентов от общего количества случаев. Например, в 2023-м в стране совершено всего 6 945 ДТП, из них праворульные участвовали только в 2 160 случаях.

Депутаты утверждают: «Автотранспортные средства с правосторонним расположением рулевого управления, ранее завезенные и эксплуатируемые в нашей республике, в основном имеют наилучшие технические характеристики. С учетом соотношения цены и качества они вызывают больший интерес у населения, и в этой связи многие приобретают данные авто. Однако из-за запрета такие машины не могут быть оформлены».

Стоит отметить, что на 1 января прошлого года в Кыргызстане было зарегистрировано 873 592 легковых авто, из них 127 842 праворульных. На 1 апреля нынешнего года машин уже 1 171 454, из них праворульных 174 826.

 

Глупый вопрос: как, несмотря на действующий запрет, в стране продолжают регистрировать праворульные машины? Неужели своевольничают работники госучреждения «Унаа», занимающегося этим делом?

Не так давно контора входила в состав МВД республики. Потом под патронаж их взял сам президент, сказавший, что в этом учреждении нужно наводить порядок. Совсем недавно «Унаа» превратили в независимое агентство. Теперь его сотрудники сами и без контроля могут творить всё, что захочется. Результат замечательный — регистраторы на закон внимания не обращают. Вот на прошлой неделе в Оше за взятку задержали ответственного сотрудника «Унаа», требовавшего деньги как раз «за оформление документов на постановку на учет автомашины».

А может быть, всё как раз наоборот? В «Унаа» прекрасно знают, что можно, а что нельзя. Почти пятьдесят тысяч праворулек за год с четвертью обрели номера просто так? По недогляду? Дело явно поставлено на поток. При этом поймали только одного? Кажется, депутаты хотят не просто узаконить нарушение закона. Неужели они при этом пытаются ещё и лишить регистраторов шабашки?

Пару строк о статистике, которой козыряют депутаты. Она же одна из разновидностей лжи и к ней можно подходить с разных сторон. По приведённым цифрам видно, что в ДТП попадают одна машина из каждых 180-и леворульных и одна из каждых 60-и праворульных. Разница в три раза! Вот смотрите, за что ратуют законодатели.

 

    • Министерство образования и науки сообщило, что в конце учебного года традиционно для выпускников, претендующих на получение аттестата с отличием, проводилось специальное тестирование «Алтын тамга». Нынче из 2 211 школьников, считавших себя отличниками, знания смогли подтвердить лишь 149 человек. Один из пятнадцати!

 

Глупый вопрос: может быть, действительно стоит прислушаться к депутатам, предлагающим отменить дополнительное подтверждение знаний? Ведь получаемые результаты наносят практически всем, причастным к процессу, тяжёлую психологическую травму. Ученики-то уверены, что они всё знают, а оказывается — нет. Но в большей степени жалко учителей.

Они думают, что хорошо учат, ставят «пятёрки», а тут — пшик. Как работать после этого?

 

    • Депутат Акылбек Тумонбаев на заседании парламента заявил: «В Бишкеке воздух загрязняют машины, но кроме этого в столице есть 96 заправок, которые также оказывают вред. В рамках территориальной реформы их количество увеличится до 126. Заправки надо вынести за черту города. Тогда воздух станет чистый и здоровью вредить не будет». Для этого он предложил принять постановление или даже специальный закон.

Глупый вопрос: сколько по желанию депутата водителям сотен тысяч машин придётся ездить до автозаправок, если после расширения границ Бишкека его площадь увеличилась в три раза? Соответственно, заметно отдалилась и черта города. Сколько горючего придется сжигать машинам, чтобы добраться до бензоколонок?

 

    • На заседании парламентского комитета по социальной политике депутаты заслушали информацию госорганов о профилактике насильственных действий в отношении несовершеннолетних. С некоторыми вопросами они обратились к представителю Верховного суда Алинахан Кадыровой, работающей руководителем аппарата ВС. Та заявила: «Меня руководство уполномочило принять участие в заседании комитета. Но я не вправе отвечать на вопросы, которые ставятся на комитете. Если будут критика или предложения, я о них расскажу руководству».

Глупый вопрос: неужели в Верховном суде не знают, что депутаты не только много говорят, но ещё и что-то спрашивают? Само руководство ВС не смеялось, запретив делегированной в ЖК сотруднице отвечать на вопросы парламентариев? С таким же успехом на заседание могли отправить практикантов, чтобы не отвлекать от работы целого руководителя аппарата. Или той всё равно делать было нечего?

 

    • ФОМС сообщил, что все выпускники школ, поступающие в высшие и средние профессиональные учебные заведения, обязаны пройти медосмотр. Причём ребятам обязательно нужно будет заплатить за эту процедуру. Иначе никак. В фонде отметили, что осмотр необходим не только для определения состояния здоровья абитуриента, но и выявления возможных противопоказаний к учебе по выбранной специальности.

 

Глупый вопрос: кто ещё готов подзаработать на абитуриентах? Если хорошо поразмыслить, то обязательно можно будет придумать, за что ещё брать деньги. Пока выпускники платят за тестирование, медсправку. А ведь для абитуриентов можно сделать, например, платный вход в университеты. Хотят войти в храм знаний — пусть раскошеливаются.

 

    • Международная ассоциация развития предоставит Кыргызстану кредит в 50 миллионов долларов. Профинансируют «проект улучшения качества воздуха». Власти направят эти деньги на процедуры, связанные с контролем того, чем мы дышим, на методы прогнозирования и предупреждения качества воздуха. Также намечено содействовать внедрению чистых технологий для отопления в частных домах, строительство ирригационных систем для обеспечения устойчивости городского озеленения Бишкека.

 

Глупый вопрос: после разработки методов прогнозирования станет ли воздух чище? Да и будет ли воздух знать, каким ему следует быть в соответствии с весьма дорогостоящими прогнозами? А останутся ли после титанических трудов прогнозистов (дело-то весьма финансово ёмкое) деньги на столичные арыки?

Александр НИКСДОРФ.