• Конституционный суд Кыргызстана со всей ответственностью впервые рассмотрел дело о пересмотре собственного решения. Действо соответствовало недавно принятому закону, которым было определено, что окончательные решения этого суда не такие уж и окончательные, как раньше думали важные толкователи Конституции. Их можно и пересматривать.

Прошло чуть более четырёх месяцев, как сей суд, внимательно изучив некоторые положения Семейного кодекса, решил, что совершеннолетние граждане, коли сами надумают, могут поменять не только имя или фамилию, но и отчество – с имени отца на имя матери. Действительно, чем мама хуже папы? Принимая решение, судьи искренне считали, что законодательство должно содержать подобное правовое положение, чтобы взрослые граждане «могли опираться на собственные взгляды и убеждения, что является показателем степени свободы личности, прописанной в Конституции».

Однако подобное решение вызвало весьма бурную негативную реакцию некоторых мужчин. Большие начальники посчитали, что свобода личности – это, может быть, и хорошо, но суд, потакая хотелкам мужененавистниц, покусился на «моральные устои, ценности и традиции кыргызского народа».

В итоге председатель Конституционного суда Эмиль Осконбаев обратился к коллегам с представлением о пересмотре их же решения. Гражданам судьям предлагалось продемонстрировать, что они осознали свой промах и готовы срочно всё исправить. Сделать это следовало без особых рассуждений, чтобы не нервировать уважаемых граждан.

Конституционный суд, учитывая сложившиеся обстоятельства, исправил свою «ошибку» и лишил кыргызстанцев права на матчество. Как и ранее было заявлено, сие решение окончательное и обжалованию не подлежит.

 

Глупый вопрос: не пора ли Конституционному суду перестать повторять, что их вердикт окончательный и обжалованию не подлежит? Им же продемонстрировали, что обжалованию решения суда, может быть, и не подлежат, но к пересмотру будьте готовы.

Ведь нет никакой гарантии, что кому-то не понравится ещё что-то? По сему теперь, прежде чем вынести решение, господа в мантиях, наверное, должны предвидеть, каким эхом их слово отзовётся?

В общем же, судьи как считали себя независимыми, так могут и дальше находиться в этом убеждении. Им этого никто не запрещает – у нас же государство демократичное. Так записано в Конституции, на страже положений которой они стоят.

 

  • Госагентство гражданской авиации предлагает официально запретить авиакомпаниям продавать на рейсы билетов больше, чем имеется мест в самолете. Подобная практика существует у некоторых иностранных перевозчиков и называется овербукинг. С подобным, например, сталкивались пассажиры, направлявшиеся в Стамбул, когда оказывалось, что для них в самолёте мест уже нет. Говорят, что так авиакомпании страхуются от возможного отказа пассажиров от полёта.

 

Глупый вопрос: почему только сейчас заговорили об этом издевательстве над пассажирами? Ведь компании, продавая двойные билеты на рейс, никакой ответственности не несли и их совсем не волновало, что люди, оставшиеся в аэропорту, могли лететь по важным делам. Кстати, каких компаний коснётся возможный запрет? Только отечественных или и зарубежных?

 

  • На прошлой неделе новый мэр Бишкека Айбек Джунушалиев потребовал, чтобы мусор вывозили по ночам. После этого на заседании одной из комиссий БГК депутат Казыбек Эргешов заявил, что поступает много жалоб от горожан на вывоз мусора глубокой ночью, когда люди спят. Рокот машин нарушает их сон. Глава МП «Тазалык» Рамиз Алиев ответил, что есть ночной график. Это связано с тем, что днем практически всегда пробки, подъезды к контейнерным площадкам невозможны.

 

Глупый вопрос: что же делать работникам «Тазалыка»? Слушать мэра и продолжать чистить мусорные баки по ночам? Или подумать, как не мешать людям спать?

 

  • Председатель Верховного суда Замирбек Базарбеков съездил в Ош. Там он осмотрел помещения, выделенные для судебных органов города. Затем провел совещание с судьями области.

В ходе разговора обратили внимание на имеющиеся процессуальные нарушения по различным категориям дел. В частности, Базарбеков отметил, что в рамках проводимого третьего этапа судебной реформы, сутью которой является «повышение качества отправления правосудия», имеются факты грубого нарушения требований процессуального законодательства со стороны судей. Он потребовал искоренить нарушения и вести работу, строго следуя требованиям законодательства.

Также было заявлено, что по всем фактам процессуальных и иных нарушений со стороны работников судебной системы будут приняты жесткие меры.

 

Глупый вопрос: знают ли служители Фемиды, что в стране идёт уже третий этап судебной реформы? А они как нарушали требования законов, так и продолжают. Интересно, сколько раз высокое начальство грозило принятием жёстких мер? Или предыдущие этапы реформы нарушения допускали? И только теперь пришло время их искоренять?

 

  • Некий Бакай Оморов, проживающий нынче в США, на форуме «Мекендештер-2023», прошедшем в Бишкеке, заявил, что в последние несколько лет наблюдается большой наплыв в Америку мигрантов из Кыргызстана. По его утверждению, в большинстве случаев кыргызстанцы за океан едут из-за ситуации с Россией.

 

Глупый вопрос: неужели люди покидают Кыргызстан только из-за того, что в России что-то происходит? У нас-то в стране всё замечательно. Тут бы народу жить и радоваться. Но нет. Россия вынуждает их уезжать. Причём за океан. Печально.

 

  • Государственная налоговая служба напомнила, что с 1 января 2024 года прекращается ведение торговой деятельности на основе патента. С этого дня не будут действовать патенты на многие виды деятельности, в том числе на розничную торговлю на рынках и мини-рынках.

 

Глупый вопрос: что будут делать, например, дачники, пожелавшие продать излишки выращенных ими овощей и фруктов на приусадебных участках? Покупать контрольно-кассовую машинку, вставать на учёт в налоговой службе и десятку покупателей выдавать чеки на проданные яблоки? Кстати, по задумкам фискалов, кассовый агрегат должны будут иметь, например, и вольные художники, продающие свои творения около кинотеатра «Ала-Тоо». Теперь в плане контроля их доходов всё тоже будет очень строго.

 

  • Президент не прислушался к мнению депутата парламента Мирлана Самыйкожо, публично выступавшего против соглашения с Китаем о взаимном создании культурных центров, которые появятся в Пекине и Бишкеке. Самыйкожо высказывал опасения, что подобный китайский центр в столице может поглотить местную культуру. Он заявил: «Прежде чем открывать культурные центры, нам для начала нужно развить свою культуру». Однако, несмотря на тревоги законодателя, Садыр Жапаров соглашение подписал.

 

Глупый вопрос: депутат действительно считает, что кыргызская культура в беспросветном упадке и один китайский центр сможет её поглотить? Неужели Самыйкожо думает, что вся страна с появлением этого центра начнёт петь китайские песни? Кажется, парламентарий так сильно расстроился от страшных перспектив, что, наверное, никогда уже не сможет ходить в китайские кафешки, считая их культурной экспансией большого соседа.

Александр НИКСДОРФ.