• На плановом совещании в мэрии Бишкека, посвященном ходу подготовки городских служб к осенне-зимнему периоду 2020-2021 года, столичное руководство обсудило проблему смога.

Вице-мэр Алимбек Абдылдаев отметил, что ранее вопрос загрязнения воздуха обсуждали на заседании городского оперативного штаба. Там, в лучших традициях чиновников, приняли решение принять меры по снижению выбросов. Городским службам и районным администрациям поручили усилить работу по проверке бань и производственных объектов. Они и раньше любили ходить по баням, но теперь нужно будет это делать в усиленном режиме. Вице-мэр прямо заявил: «Эту зиму надо побороться». То есть сразу дал понять, что просто не будет – всех ждёт борьба. Так же он обратился к руководству управления городского транспорта, чтобы те не выпускали на линии транспорт, который дымит.

На это мэр Бишкека Азиз Суракматов заявил, что неправильно перекладывать вину за загрязнение на автомобильный транспорт. Он отметил: «На улице сейчас много машин, но смога нет. Смог начинается в отопительный сезон. В основном это ТЭЦ плюс частный сектор и частично идет «Теплокоммунэнерго». Поэтому градоначальник попросил обратить внимание на загрязнение воздуха директора ТЭЦ Андрея Воропаева. Тот заметил, что у них всё хорошо – в новом блоке ТЭЦ установлена сильная система очистки дымовых газов, а из трубы нового блока дым вообще не идёт, то, что видят граждане – это пар. Руководитель теплоцентрали заметил, что они получали предписание по замене фильтров на старой станции, но проще в дальнейшем за-планировать установку нового оборудования.

Глупый вопрос: если коптящий транспорт, по заявлению мэра, не загрязняет город, а ТЭЦ пышет паром и фиалками, то остаётся победить частный сектор и многочисленные небольшие котельные, которых в городе более трёх десятков? Так какие меры примут для этого? Электричеством отапливаться не разрешают – в стране дефицит электроэнергии. Газом – дорого, а тарифы снижать никто не хочет. Остаётся, видимо, закрыть бани! Их побороть будет легко. Только станет ли город от этого дышать полной грудью? Хотя бы та часть жителей, которую обойдёт опять подкрадывающийся коронавирус, несущий и пневмонию?

  • Председатель ГКНБ Орозбек Опумбаев на заседании Совбеза, представляя информацию о работе органов нацбезопасности по борьбе с коррупционными проявлениями в стране, заявил, что самая большая коррупция в судебных, надзорных и правоохранительных органах, в структурах, обладающих фискальными функциями и занимающихся лицензионно-разрешительной деятельностью, управляющих госимуществом и муниципальной собственностью, в сфере госзакупок. Он отметил, что в результате проводимой работы к уголовной ответственности было привлечено 32 работника судебной системы, в том числе 20 судей, а также 215 сотрудников правоохранительных, фискальных органов и прокуратуры.

Глупый вопрос: хотелось бы ещё услышать, сколько же судей получили реальные сроки? Мы же прекрасно знаем, что привлечь – не значит посадить. Сколько было примеров, когда судьи-взяточники отделывались лишь небольшим испугом – коллеги их легко отмазывали.

  • В списках кандидатов в депутаты Жогорку Кенеша присутствуют действующие руководители правительства, в том числе вице-премьер, главы министерств и ведомств, муниципальных подразделений, государственных корпораций. Все они на время выборов приостановили свою работу и, отложив насущные дела, ринулись в народ агитировать за себя достойных.

Глупый вопрос: почему эти руководящие товарищи не покинули свои посты безвозвратно, ведь, судя по их действиям, они не желают работать на доверенных им должностях? Так зачем же потом вновь заставлять людей заниматься тем, чем они не хотят? Рвутся в депутаты? Пожалуйста. Только зачем мучить себя и своих подчинённых – освободите кресла и в свободном полёте мечтайте о депутатском мандате.

  • Председатель Нацкомиссии по госязыку Назаркул Ишекеев заявил, что роль кыргызского языка в научной сфере страны недостаточно значима. Он отметил, что 95 процентов научных работ выполняются и защищаются на официальном языке. Ишекеев подчеркнул: «Хоть 11 лет в школе обучение идет на кыргызском, но в вузах в основном на официальном языке. Поэтому у молодого поколения проблемы с грамотностью, толком не владеют ни одним из языков».

Глупый вопрос: можно ли считать пожелание главы нацкомиссии, чтобы диссертации писались на гос-языке, просто одним из шагов в развитии языка, а никак не заботой о развитии науки? Может ли сказать господин Ишекеев, кому за пределами нашей страны будет интересна подобная подача научного труда? Или для популяризации работ наших учёных их всё равно потом придётся переводить? Хотя, если говорить откровенно, многие диссертации интересны только их авторам, и по большому счёту совсем не важно на каком языке они увидят свет.

  • ОАО «Северэлектро» сообщило, что за долги они отключили от электроэнергии 9 600 абонентов. После этого около восьми тысяч должников сразу погасили задолженность. Теперь компания пригрозилась перейти к отключению небытовых абонентов – коммерческих организаций. Таковых насчиталось 2 700.

Глупый вопрос: почему граждане и руководители компаний забывают, что за блага цивилизации нужно платить? Неужели только волшебный пендель в виде отключения способен вернуть им память?

  • Премьер-министр Кубатбек Боронов на брифинге заявил: «Доверие граждан к государственным органам возросло». Глава кабмина согласен с результатами опроса Нацстаткомитета по индексу доверия ведомствам. Он отметил: «Граждане стали больше доверять трем госорганам. У МВД доверие возросло с 15,1 балла до 40,8; у Минздрава – с 17 до 36,7 балла, Минсельхоза – с 24,9 до 33,5 балла. Считаю, что это объективная оценка. Народ всегда говорит правду. Были времена, когда говорили о ликвидации Минсельхоза, но сейчас мнение граждан изменилось».

Глупый вопрос: верят ли простые граждане (премьеру-то это положено по должности) в верность самих опросов Нацстаткома? Ведь от Минздрава народ уже наплакался, а в пользе действий Минсельхоза и надобности этого ведомства в том виде, в каком он есть сейчас, люди продолжают сомневаться. Но, если с большой трибуны жителям говорить, что они верят в действия сельхозного ведомства, то, глядишь, кто-то и поверит, что нет нужды в его реформировании, и начнёт уже сомневаться в самом себе.

  • Владельцы ресторанов недовольны, что власти по-прежнему запрещают проводить массовые меро-приятия с количеством гостей, превышающим 50 человек. Они вполне резонно заявляют, что им надо платить зарплату своим работникам. Однако врачи санэпидемнадзора утверждают, что коронавирус еще бушует, а массовые мероприятия увеличивают риск распространения заболевания.

Глупый вопрос: почему нам сообщают об оштрафованных владельцах кафе и ресторанов (государство подрабатывает и таким способом) и не говорят, сколько людей заболели именно после больших застолий? Нам же хочется знать: действительно ли опасно посещать заведения общепита или власти просто хотят угробить этот бизнес?

Александр НИКСДОРФ.