Сегодня учащиеся с ограниченными возможностями здоровья могут учиться в обычных классах наравне с другими детьми: для этого школа говорит, что является инклюзивной школой. Но достаточно ли этого, чтобы показать, как школа проводит плановую работу по реализации инклюзивного процесса и чтобы определить направления для развития школы — открытой для каждого ребенка?
27-29 апреля 2020 г. в рамках проекта Фонда Евразия Центральной Азии «Институционализация инновационных образовательных технологий в КР» при финансовой поддержке Фонда «Сорос-Кыргызстан» с участием Министерства Образования и науки КР (в режиме он-лайн) проходит обсуждение разработки программы развития школы в условиях инклюзивного образования. В мероприятии приняли участие представители МОН КР, сотрудники управления образования г. Ош, г. Нарын, администрация школ, эксперты.
Директор Фонда Евразия Центральной Азии Надирбекова Анара считает, что Программа развития школы в условиях инклюзивного образования станет стратегическим документом для каждой образовательной организации. «Учащихся со специальными образовательными потребностями становится все больше с каждым годом. И школы должны быть к этому готовы: создать условия, обучить преподавателей, продумать систему тьюторства, закупить необходимое оборудование. Плюс нужно наладить связи с администрацией района, продумать пути адаптации ребенка в школе, вопросы его обучения и профориентации».
Программа развития школы в условиях инклюзивного образования определяет цель, задачи, стратегию работы школы, план программы обозначит мероприятия по организационному, методическому, коррекционному направлениями по календарному графику. Сейчас к реализации работы по внедрению программ приступают три пилотных школы проекта СОШ №1 с. Лебединовка, СОШ, №8 им. Арстанбек Буйлаш уулу г. Нарын, СОШ №18 им. А. Навои г. Ош.
«Отличный инструмент для МОН, районных и городских отделов образования в работе со школой по развитию инклюзивной политики. Так мы способствуем принятию осознанного и информированного направления работы образовательной организации по вопросам инклюзивного образования», — поделились наблюдениями главный специалист Управления образования г. Ош Джудошева Салтанат.
Выделяя инклюзивное образование, как одно из приоритетных направлений в устойчивом развитии страны, директора пилотных школ подчеркнули важную роль педагогического сообщества. Так директор сш№8 им. Арастанбек Буйлаш уулу Турсунов Улан Эсенбекович отмечает: «Мои коллеги из директоров школ г. Нарын давно обращали внимание, что каждая школа должна иметь отдельный плановый стратегический документ по инклюзивному образованию. Нам необходимо показывать родительскому сообществу и администрации города целенаправленность нашей работы в области инклюзии на определенный период. Хотелось бы поблагодарить Фонд «Сорос Кыргызстан» и Фонд Евразия Центральной Азии в том, что они заложили на базе нашей школы основные компоненты инклюзивного образования, такие как: работа с родителями, школьный клуб, Служба психолого-медико-педагогического сопровождения, повышение квалификации педагогов, доступность среды, реализация индивидуального подхода. Все эти компоненты вошли в разделы Программы развития школы в условиях инклюзивного образования, можно сказать, что без них не было бы и программы. Но мы продолжаем надеется на поддержку общественных организаций. Вместе мы сможем добиться лучших результатов».
Ранее выступившие эксперты поделились своими рекомендациями по улучшению текущего состояния дел. Школам были даны рекомендации по построению Программы развития школы в условиях инклюзивного образования.
«Для нас очень важно собрать все заинтересованные стороны на одной платформе, на которой мы все можем обменяться данными по инклюзивному образованию, по образовательным потребностям учащихся Мы можем поделиться мнениями с разных точек зрения и принять участие в плодотворном обсуждении для снижения барьеров, в целях улучшения согласованности программы развития школы в условиях инклюзивного образования, — выступила главный специалист Аламединского Районного отдела Образования Осмонова Светлана Бекеновна, — на базе сш№1 им. А. Иманова с. Лебединовка уже несколько лет мы имеем возможность следить за процессом становления инклюзивного образования. Конечно, реализация Программы развития школы в условиях инклюзивного образования за три года покажет все потребности и достижения школы необходимые для внедрения инклюзивного образования. Сейчас администрация Аламединского района активно работает над введением ставки психолога во всех школах, а школа №1 с. Лебединовка уже ввела ставку данного специалиста, можем расценивать это как один из первых шагов к реализации программы».
Удалось обсудить роль педагогов в работе с родителями, обязанности каждого участника школьной команды, внести комментарии в драфт-разработку Программы развития инклюзивного образования в каждой из пилотных школ, а также участники смогли ознакомиться с планами развития школы в условиях инклюзивного образования.
Как отметила ведущий специалист МОН КР Мамбетова Салтанат Сталбековна: «Фонд Евразия Центральной Азии и Фонд «Сорос-Кыргызстан» первыми из общественных организаций подняли в стране вопрос о систематизации работы школы в области инклюзии через разработку школами Программы развития школы в условиях инклюзивного образования. Наличие данной программы у школы позволит повысить горизонтальную и вертикальную согласованность политик, их интеграцию и взаимосвязь для формулирования комплексной политики между всеми заинтересованными сторонами. Мы надеемся, что каждая школа понимает, что программа развития школы в условиях инклюзивного образования, это показатель того, что школа работает на идеях инклюзии и, что администрация и коллектив школы ведут системную плановую работу по совершенствованию образовательного процесса как инклюзивного».
https://today.kg/news/312050/?utm_source=last&hl=ru