За преступлением обычно следует наказание. И судьёй (а также прокурором и непосредственным палачом) иногда становится обычный человек, возомнивший себя вершителем правосудия.

60-летнего жителя Военно-Антоновки Сокулукского района по имени Василий били жестоко и беспощадно. В основном ногами и в основном в область груди. Судмедэксперты, описывая его телесные повреждения, составили список на полстраницы. Множественные переломы рёбер, кровоподтёки грудной клетки, ушибы лёгких – и это не считая повреждений головы. Выжить он не смог бы, даже если бы скорая помощь добралась до места побоища через минуту.

Бил Василия его 26-летний односельчанин Рамиль.

Из показаний младшего брата погибшего:

— Василий в тот день долго ходил по селу. Вернулся примерно в пять часов вечера. Сказал, что устал и хочет спать. Только лёг, как кто-то стал стучаться в ворота. «Если это Рамиль, — сказал мне брат, — ни за что не открывай». А Рамиль (это был именно он) ответил, что не уйдёт, пока ему не откроют и пока Василий к нему не выйдет. Поговорить, мол, надо по душам.

Он однажды уже приходил к брату на разборки. Тогда тоже сильно и долго стучался – до тех пор, пока ему всё-таки не открыли. Тогда он говорил, что разобьёт окно, если мы дверь не откроем. Так сказал, что мы поверили. Пришлось открыть. И в этот раз тоже испугались и открыли…

Рамиль зашёл в комнату, поднял моего брата, взял его за шиворот и начал бить. А мне велел не вмешиваться. Если, мол, полезешь, то тоже получишь.

Сначала Рамиль побил брата, потом слегка успокоился и предложил ему выпить. Пока пили, разговаривали. Рамиль объяснял Василию, что так делать нехорошо. Что то, что он сделал, — почти преступление.

А потом Рамиль снова стал избивать Василия. Сколько было ударов – я не считал. Помню только, что брат потерял сознание. Я вынес его во двор, чтобы подышал свежим воздухом. Потом скорую вызвал. Но врачи сказали, что уже поздно. Брат умер…

Выносить Василия во двор помогал и опомнившийся Рамиль. Неплохой, в общем-то, человек. Несудимый и не имевший в прошлом никаких проблем с законом. Со средним образованием, временно неработающий, состоящий в гражданском браке, воспитывающий троих малолетних детей (то ли своих родных, то ли детей своей гражданской жены). Пока нёс, избитый им мужчина был ещё жив. Просил воды. Но ещё до приезда скорой Рамиль проверил у него пульс – пульса не было.

Один из свидетелей рассказывал на судебном заседании, как наблюдал заключительную часть трагедии с крыши своего дома. На земле лежал бездыханный Василий, вокруг него бегал брат, а рядом в полном смятении стоял Рамиль. Которого он, сосед, знает только с положительной стороны.

Другой сосед тоже хорошо знаком с Рамилем и отзывается о нём как о добродушном, покладистом человеке с обост­рённым чувством справедливости:

— Я увидел его рядом с истекавшим кровью Василием. Сразу подумал, что если Рамиль его избил, то, наверное, не просто так. Наверное, было за что, потому что Рамиль и мухи зря не обидит. Спросил его, что случилось. Он попытался объяснить, но не смог. Он был какой-то растерянный, я бы даже сказал – потерянный. Как будто сам себе удивлялся и сам себе поражался. Он сам от себя такого зверства не ожидал.

Впрочем, после того как Рамиля по подозрению в убийстве задержали сотрудники милиции, он стал вести себя как человек, абсолютно осознавший всю тяжесть совершённого им преступления. И вроде бы не сильно раскаивался.

У битого Василия соседи характеризуют не лучшим образом. Образ жизни, говорят, вёл непонятный. Нигде не работал, но частенько его видели выпившим. А заодно видели и синяки на его лице и теле. Соседи предполагают, что погибший потихоньку подворовывал. Его ловили на воровстве и били – так же потихоньку, не убивая и не калеча.

Жил Василий без семьи и, кроме мелкого воровства, говорят, частенько обращался к согражданам за материальной помощью. Видел, что на улице собралась какая-нибудь весёлая компания, — подходил и просил «кто сколько может». На водку ему, разумеется, не давали. А вот на продукты – почему бы и не дать?

И в тот день, кстати, кто-то из сердобольных односельчан дал Василию по его просьбе 50 сомов – на хлеб.

После чего Рамиль забил соседа насмерть.

Сокулукский районный суд Чуйской области рассмотрел это уголовное дело в конце января. Допросил обвиняемого, потерпевшего, свидетелей, изучил собранные по делу материалы, дал им объективную оценку и посчитал, что виновность обвиняемого в смерти Василия полностью доказана. Да тот особо и не отпирался. Признал вину – правда,  частично, утверждая, что «пару раз» действительно ударил. И просил суд назначить ему наказание, не связанное с лишением свободы. Он – единственный кормилец гражданской жены и троих маленьких детей.

Выяснилось, что Рамиль состоит на учёте в Республиканском центре психического здоровья. Однако расстройство у него лёгкое и совершенно не мешающее отдавать отчёт своим поступкам и руководить ими. Во время следствия Рамиля всячески проверяли судебные психиатры и пришли к выводу: вменяем, в принудительном лечении не нуждается.

Суд счёл достоверно установленным, что подсудимый из хулиганских побуждений,  используя малозначительный повод, лишил жизни потерпевшего весьма жестоким способом. Действия Рамиля квалифицированы по ст. 130 ч.2 п.4 УК. Кыргызской Республики («Убийство из хулиганских побуждений») и назначил ему наказание в виде 12 лет 6 месяцев лишения свободы.

А за что же всё-таки Рамиль наказал Василия? Что это был за «малозначительный повод», который привёл его в дом Василия и заставил жестоко с ним расправиться?

Из показаний подсудимого (теперь уже осуждённого):

— Утром я ходил на работу (временно работал в айыл окмоту дворником). Глава айыл окмоту попросил скосить траву на обочине. После работы поехал домой и по дороге встретил друзей.

Когда сидели с друзьями, подошёл Василий. Его я знаю лет пять. Он был немного пьяный и стал приставать к моим друзьям с просьбой дать ему денег на хлеб. Кто-то дал ему 50 сомов. Он при мне купил хлеб и… тут же выкинул. Бросил прямо на дорогу. Я возмутился. Разве можно выкидывать хлеб?! Это же страшный непростительный грех!

Василий, видимо, должным образом на высказанное возмущение не отреагировал. И Рамиль решил поговорить с ним в другом месте и в другое время. Купил по бутылке пива и водки и отправился домой к Василию.

Дверь открыл младший брат потерпевшего, но и сам Василий был дома. Рамиль снова подступил к нему с вопросом, как он мог выбросить хлеб. Прочёл, по его словам, целую лекцию на тему хлеба и бережного отношения к нему. Рассказывал очевидные (в том числе и для Василия) вещи. О том, что хлеб – всему голова, он символизирует достаток и сытую жизнь. Относиться к хлебу нужно с любовью и уважением. По древним поверьям, человека, неуважительно относящегося к хлебу, обязательно покарают некие высшие силы.

Если бы не совсем трезвый собеседник услышал и понял всё правильно, говорит Рамиль, если бы осознал свою неправоту, извинился, искренне раскаялся и по­обещал больше так не делать – инцидент был бы исчерпан.

Но Василий слушать устал и заявил, что не собирался нести хлеб домой. Попросил у прохожих на него деньги, купил, но есть передумал. Пришлось выбросить.

Эти слова привели Рамиля в неописуемую ярость…

«Осторожней с такими людьми!»

Психолог Айнура Алтынбаева предупреждает: кажущаяся доброта и благодушие людей с небольшими психико-психологическими проблемами – это только видимость. За ней скрыто нечто такое, что полностью здоровому человеку непонятно и чему он ничего не может противопоставить.

— У людей с таким диагнозом, как у Рамиля, — объясняет она, — обычно ярко выражено чувство собственного достоинства и собственного превосходства. Они уверены, что им по плечу любое, самое сложное дело и по силам любая задача.

Подобные Рамилю люди часто зацикливаются на какой-то одной идее. Снова и снова мысленно возвращаются к ней, пока она не превращается в главную цель всей их жизни. И тогда у них в голове что-то щёлкает: ЭТОГО надо добиться здесь и сейчас, во что бы то ни стало.

С другой стороны, они считают себя хранителями обычаев и традиций и очень агрессивно реагируют на чью-то попытку нарушить существующий жизненный уклад. Горе тому, кто в их присутствии посягнёт на святое (по крайне мере на то, что они сами считают святым). А хлеб… Это, конечно, ни в коем случае не повод для убийства, но всё-таки – зачем же так с хлебом?

 Ольга НОВГОРОДЦЕВА.