Некая группа граждан публично заявила, что они инициируют референдум по внесению изменений в Конституцию. Захотелось им подправить положение
о выборах депутатов Жогорку Кенеша.

Мы помним, что не так давно – в последний год президентства Алмазбека Атамбаева – в Конституцию страны внесли целый ряд поправок. Причём это было проделано даже несмотря на то, что после переписывания Основного закона в 2010 году было принято решение, что десять лет – до 2020 года – никаких поправок не будет. Но, не удержались. Тогда глава государства сказал, что надо кое-что переписать, а то без этого нам жизни просто не будет, и депутаты дружно кинулись исполнять его просьбу. Помнится, звучали голоса граждан сразу снизить и число депутатов парламента. Но это предложение общественности не прошло. Законодатели не захотели сокращать численность своей палаты – ведь, чем меньше мест, тем труднее вновь пробиться к депутатскому мандату и остаться без заветного кресла, к которому уже  так привыкли.

Нынче в очередной раз что-то меняется в законодательстве. Однако идёт торговля только за проходной ценз для партий на выборах, которые вновь будут проводиться по партийным спискам. Инициаторы же референдума считают, что ныне действующая система выборов по единому избирательному округу себя не оправдала. Они жаждут вернуться к избранию депутатов по одномандатным округам. И даже озвучили лозунг своей кампании: «Один округ – один мандат». Мол, ничего хорошего от выборов по партийным спискам избиратели не получили. Мало того, что там всем командуют партийные башкарма, определяя, кто может быть депутатом, а кто нет, так после избрания никто не несет ответ перед народом – нет ответственных.

Но в данном случае самое время вспомнить, что у нас уже подобная система существовала и она была признана неэффективной. По одномандатным округам в Жогорку Кенеш избирали с 1990 по 2005 год. Неужели инициаторы референдума, уже зарегистрировавшие свою инициативную группу в Министерстве юстиции и получившие подписные листы в ЦИКе для проведения референдума в мае-июне этого года, забыли об этом? Наверное, ещё не все забыли, что на такой основе в 2005 году в республике был сформирован уникальный парламент, состоящий исключительно из мужчин? 75 депутатов – и все мужики. Сколько было тогда криков, что законодатели решали только свои вопросы и не вспоминали ни о женских проблемах, ни о детских.

Примерно так же, как и сейчас, ведутся разговоры о нынешнем олигархическом составе Жогорку Кенеша, так и тогда говорили, что в парламент попали только богатенькие дяденьки, сумевшие купить всех избирателей в своих округах. Помнится, что тогда в одном из округов Бишкека сначала было довольно много кандидатов в депутаты. Все по началу избирательной кампании что-то рассказывали о своей программе, о том, как они будут работать на благо столичных жителей. Однако по мере приближения дня голосования претендентов на депутатский мандат становилось всё меньше. В итоге остался один кандидат, и выборы прошли безальтернативно. Позже избиратели узнали, что ставший депутатом крупный бизнесмен просто заплатил всем конкурентам хорошие отступные, и те решили, что лучше иметь синицу в руках, в смысле вполне серьёзные денежные знаки, чем махать журавлю своей мечты, бесплатно улетающему в небеса.

Вот после этого, в 2007 году, когда при помощи нехитрых политических манипуляций разогнали парламент, и было предложено избирать депутатов по партийным спискам. Новшеством стало предложение, что в них будут включены и женщины, и представители национальных меньшинств, и молодежь. Так и было сделано.

Позже стали звучать слова, что от подобных квот следует избавиться. Пусть женщины и молодые политики в честной и конкурентной борьбе с «уважаемыми людьми», оставшимися не у дел, завоёвывают свои мандаты. Кто бы говорил о честности, если и ранее, и сейчас сами депутаты неоднократно заявляли, что на всех выборах наблюдался подкуп избирателей, и до честного процесса голосования нам ох как долго ещё расти. О том, что не всё будет честно, и на грядущих выборах разговоры уже опять начинают вестись. Вновь во главу избирательной кампании встанет не состязательность идей и предложений, а толстый кошелёк. И неважно, по какой системе будут вестись выборы, результат останется прежний.

Говоря же о желании членов инициативной группы опять пройтись по старым граблям и иметь от каждого округа своего депутата в парламенте, который якобы будет интересоваться проблемами своего региона, хочется спросить, а зачем тогда мы имеем толпу депутатов в городских и сельских кенешах? Ведь именно они и должны решать вопросы на местах. А парламентарии пусть думают над законами, а не кричат о необходимости отремонтировать крышу школы в их родном селе или залатать ямы на дорогах.

Александр НЕНАШЕВ.