Президент Сооронбай Жээнбеков на заседании комитета по развитию промышленности и предпринимательства при Национальном совете по устойчивому развитию попенял главе Госстроя Бакыту Абдиеву за снижение показателей по рейтингу DoingBusiness: мол, с 20-го места в мире мы скатились на 90-е, и намекнул тому на отставку. Буквально через несколько часов главный строитель сообщил, что за кресло не держится и напишет заявление. На этом же заседании глава государства проехался и по силовикам, «кошмарящим» бизнес. Он сказал: «Правоохранительные органы, прикрываясь борьбой с коррупцией, выходят за рамки своих полномочий и создают искусственные препоны бизнесу». Говорилось об этом не в первый раз, однако ни от кого из этих ребят никаких заявлений не последовало.

Глупый вопрос: неужели «кошмарики» для деловых людей будут продолжаться? Конкретные фамилии-то не озвучили. Да и станет кто-нибудь серьёзно реагировать на слова президента, что «фискальные органы проводят необоснованные проверки добросовестных предпринимателей, штрафуют их и требуют авансовые платежи»? Коллективной ответственности-то не бывает, а тянуть деньги с бизнесменов надо. Президент громко заявил, что он в курсе, и этого, наверное, достаточно, чтобы все были довольны. Зато за пополнение бюджета любыми способами фискалов потом обязательно похвалят.

Жители Оша, Токмока и Каракола обратили внимание, что в последние дни сельчане стали массово регистрироваться в их городах. Опытные люди предположили, что это связано с проводимыми в апреле выборами в горкенеши. Члены партий, планирующих участвовать в выборах и желающие победить, чтобы потом и мэра своего поставить, привозят из сел своих родственников и срочно делают их горожанами. Голоса-то нужны.

Глупый вопрос: неужели законодатели не могут придумать как бороться с этой простенькой технологией, которую используют не в первый раз? Или депутаты парламентских партий сами готовы помочь младшим коллегам, толпами переселяя избирателей с места на место? Вот если бы они ещё могли также просто увеличивать число своих сторонников в стране, завозя тех из-за границы…

Новый посол Кыргызстана в Малайзии Азимбек Бекназаров, всё никак не приступивший к работе, на презентации своей книги «Я – кыргыз» заявил: «Инвестиции привлекает не посол, а правительство. Это не моё дело».

Глупый вопрос: почему в МИДе, чьим работником теперь стал вечный революционер, ему на рассказали, что ещё в марте прошлого года президент Сооронбай Жээнбеков на совещании с руководителями дипломатических миссий КР поручил всем послам усилить экономическую дипломатию? Тогда глава государства назвал приоритетные направления работы для послов – повышение экспортного потенциала, привлечение инвестиций и защита экономических интересов страны. Или для нового посла нет авторитетов и он сам лучше знает, что должен делать и с лёгкостью поправляет главу государства?

Депутат Исхак Пирматов из фракции «Бир Бол» предлагает придать законный (в светских понятиях) статус религиозным обрядам «нике» и отнести их к актам гражданского состояния. Это, по его мнению, защитит женщин, которые вступили в подобный брак, и их детей. Он пояснил: «Заключение брака по религиозным традициям по Семейному кодексу не является юридическим актом. Многие девушки по своему незнанию так выходят замуж. В случае, если супруг оставляет ее без копейки, имущества, притом что оно у него есть, по действующему законодательству расплывчато описывается ответственность. Это на тот случай, если произойдет развод, чтобы обезопасить и гарантировать права девушек».

Глупый вопрос: почему у законодателя Пирматова не появилось желание инициировать просвещение девушек, чтобы те знали элементарные основы Семейного кодекса? А то, если так пойдёт дальше, то скоро парламентарии скажут, что и в ЗАГСах регистрировать браки совсем не обязательно, достаточно «нике» и бери хоть четырёх жён – все будут законные.

На заседании парламентской фракции «Ата Мекен» депутат Искендер Гайып­кулов заявил, что в Араванском районе растет число ранних браков и многоженства. Он заметил: «Там после девятого класса мало кто учится. Уровень образованности у молодежи очень низкий. Родители не пускают дочерей в школу. Сразу отдают замуж, хоть второй или третьей женой. Местные чиновники открыто берут вторых и третьих жён».

Глупый вопрос: у нас только в одном районе подобные проблемы или это можно наблюдать повсеместно? Почему только чиновники «берут вторых и третьих жён», а простым сельчанам это не по карману или не по статусу?

Заместитель министра труда и социального развития АлизаСолтонбекова сообщила, что в настоящее время в фос­терных семьях воспитываются 156 детей. Чиновник заметила: «Бывают разные семьи. Некоторые хотят использовать детский труд, если у них, например, большое хозяйство. Но мы очень тщательно отбираем семьи, смотрим, смогут ли они воспитывать детей».

Глупый вопрос: считается ли работа малолеток в хозяйстве лучшим методом воспитания детей? Ведь ради воспитания деток и отдают в фостерные семьи, да ещё и приплачивают родителям за это. Судя по всему, чем крупнее хозяйство у новых родителей, тем «успешнее» в труде и хлопотах растут дети, взятые из интернатов, где их больше заставляли учиться.

Директор Агентства продвижения и защиты инвестиций Адилбек уулу Шумкарбек рассказал о приостановлении в Кыргызстане проекта с узбекскими партнерами по сборке автомобилей Ravon. Он отметил: «Мы находили сопартнеров, однако компания интересовалась получением различных льгот. Из-за того, что переговоры с партнерами затянулись, сейчас возникла пауза по реализации проекта». Кроме того, для создания автомобильной отрасли в стране нужно подготовить законодательную базу, а это требует времени.

Глупый вопрос: в какой уже раз создание крупного промышленного предприятия в республике тормозится после переговоров наших чиновников с инвесторами? Раньше все ждали «откатов», а что ждут теперь? Неужели каких-то особых законов?