В музее изобразительных искусств имени ГапараАйтиева до конца января продлили выставку Бека Нуркалый уулу – 13-летнего художника из числа так называемых особенных детей.

Особенного в этом мальчишке ничего, пожалуй, нет. Разве что выглядит он по сравнению со своими сверстниками несколько медлительным. И интервью давать ему пока помогает мама. Но, как отмечают специалисты, Бек, несомненно, талантлив.
В этом и заключается его главная особенность.

Гены – это нечто такое, что не спрячешь. И никогда не знаешь, в ком, когда и в какой форме они проявятся. Дедушка Бека с материнской стороны – знаменитый художник, поэт и переводчик Рамис Рыскулов. Бек и впитал с рождения его художественные способности. А с тем, что люди, отличающиеся от других ментально, как правило, тяготеют к творчеству, – давно уже никто не спорит.

Этой выставки мама Бека, Айзада Рыскулова, добивалась пять лет.

— Разговаривала с директорами музея, – рассказывает она. – Сначала был один, потом другой. Оба вроде бы не отказывали, обещали… Но как-то всё не получалось.

— Почему?

— Наверное, потому что не верили в силы и способности моего сына. Сомневались.

— А вам очень нужна была эта выставка?

— Не мне, сыну. Я же видела, как он за последние годы сник. Меньше стал рисовать – стимула нет. Художнику, каким бы он ни был, важно, чтобы его картины видели. Важно признание.

Насчёт дедовских генов Айзада пока высказывается осторожно. Поживём, дескать, – увидим. Далеко идущих планов они с сыном не строят. Есть кое-какие задумки, но о них суеверно предпочитают не распространяться. Хотя присутствовавшая на открытии выставки директор общественного фонда «Лига защитников прав ребёнка» НазгульТурдубекова планами относительно дальнейшей творческой судьбы Бека поделилась вполне определённо. У юного художника есть реальные шансы даже за границу поехать… Впрочем, по просьбе мамы об этом пока умолчим.

С оптимизмом смотрит в будущее мальчика и Анастасия Колодяжная – координатор программ в сообществе «Жаныртуу», во многом благодаря которой и стала возможной эта выставка:

— Сейчас все говорят об инклюзии. О том, что дети с особенностями развития должны заниматься теми же делами, что и обычные дети, – и не отдельно от них, а все вместе. У нас пока это не очень получается.

Наших подопечных, например, приходящий тренер обучает ушу. Это что-то среднее между гимнастикой и единоборством. И у ребят есть уже определённые успехи… Ну как успехи? Мы эти успехи замечаем, они сами их видят. А с точки зрения здорового спортсмена успехи, конечно, мизерные.

В России я побывала в теат­ре, где играют особенные дети и подростки. Хорошо, между прочим, играют! И наши хотели бы свой театр, но для этого ведь столько всего надо! Элементарно – профессионального режиссёра, который умеет работать с такими артистами.

Некоторые наши дети даже пробовали свои силы в блогерстве. Снимали видеоролики, разговаривали с прохожими на улицах. Вроде тоже получается, но на совершенно дилетантском, как вы понимаете, уровне.

И из пластилина они лепят, и кукол шьют – но уровень тоже не тот, чтобы на этом можно было, например, заработать какие­-то деньги.

Такие, как Бек Нуркалый уулу, – совсем другое дело. У него действительно талант. У него на этой выставке иностранцы хотели каталог купить, но они с мамой не продали.

— Сыну мы телефон купили, – не без гордости говорит Айзада Рыскулова. – На его честно заработанные деньги.

Одно то, что выставку, которая открылась 25 декабря и должна была продлиться до 10 января, по просьбе посетителей музея продлили до конца месяца, уже говорит о многом.

Мир, каким его видит особенный 13-летний художник, ярок и разнообразен. Он не рисует на какую-то одну определённую тему. На картинах – пёстрые бабочки, снегири на ветках, причудливые цветы, городские пейзажи.

Многие работы отражают сюжеты мультфильмов или сказок. Спасибо Айзаде Рыскуловой – она, педагог по образованию, вложила в сына очень многое. Кто из родителей в наше время читает детям, к примеру, сказки Киплинга?

Беку, судя по его картинам, читали. А теперь он и сам много и увлечённо читает.

Есть картины по мотивам айт­матовской сказки о Матери-оленихе. Есть рисунки, пронизанные зодиакально-космической фантастикой…

И очень много нарисованных деревьев. Отчасти, наверное, поэтому выставка называется «Древо жизни». А ещё древо в культуре многих народов – символ познания, развития и вечной жизни.

Таким детям, как Бек Нуркалый уулу, познание, постоянное развитие и творчество необходимы как воздух. Именно благодаря рисованию он научился говорить, именно благодаря ему уже определился с будущей профессией. Мальчик хочет стать дизайнером – и ведь обязательно станет! Надо только его древо жизни неустанно и грамотно поливать.

— Самое главное, – считает Анастасия Колодяжная, – что на него обратили внимание. Его заметили и его работы оценили по достоинству. Иногда  человеку достаточно дать почувствовать, что он не одинок в этом мире, что он кому-то нужен и интересен. И он тогда горы свернёт. Даже если не совсем здоров…

Ольга НОВГОРОДЦЕВА.

Юный художник использует разные техники рисования
Картина называется «Мальчики».