Пройдёт совсем немного времени, и налоговики опять начнут напоминать гражданам, что всем им необходимо сдавать налоговые декларации за прошедший год.

Одно время нам твердили, что эту процедуру – заполнение и сдачу декларации должны проделывать все кыргызстанцы, имеющие хоть какие­-то доходы. Мол, власть должна точно знать, сколько наши люди получают, при этом желательно было бы даже уточнить сколь законны эти доходы, и что они имеют в своей собственности. Поначалу контролю должны были быть подвергнуты не только чиновники, но и владельцы автотранспорта и недвижимости, за который взимается налог. Затем стали утверждать, что декларацию обязаны сдавать все поголовно.
Даже не подвергается сомнению, что декларацию работники налоговой службы не только принимают, но и проверяют. Не ради же бездумного перевода тонн бумаги задумана сия акция? В первую очередь, как нам намекают, всё направлено на выявление коррупционеров, живущих не по средствам. А таковых у нас, судя по словам даже президента страны, многие тысячи. Не случайно же он в конце декабре на большой пресс-конференции говоря, в частности, о таможне, заявил:«Таможенная сфера не только в Кыргызстане, но и везде приносит большие деньги. А там, где деньги, там всегда коррупция. У нас тоже в ГТС есть коррупция, это не секрет. Вы когда-нибудь видели простого бедного таможенника? Один богаче другого». Думаю, что главу государства услышали не только мы, он как бы озвучил важный посыл – трудитесь товарищи правоохранители, сажайте нечестно богатеньких. Как узнать о богатстве чиновников? Правильно, почитать их декларации. Затем постараться сравнить то, что они указали, с тем, что имеют. Даже трудно представить, сколь напряжённо должны работать фискалы, чтобы вывести на чистую воду всех нечистых на руку товарищей.
И, судя по сообщениям Государственной налоговой службы, они пашут себя не жалея. Недавно они порадовали народ тем, что после анализа Единой налоговой декларации государственных и муниципальных служащих за 2018 год передали в органы прокуратуры более 14 тысяч материалов по декларациям госслужащих. Учитывая, что в стране по данным Нацстаткомитета около 18 тысяч государственных служащих, надо полагать, что проблемы могут возникнуть у большинства из них. Теперь мне стало страшно за нашу прокуратуру. Вспомнив, что имущество только одного известного бывшего таможенника проверяли более полугода, только представил, сколько времени и сил уйдёт на многотысячную кучу бумаг.
Кстати, я, сдав как законопослушный пенсионер свою декларацию, по наивности думал, что так же поступили миллионы наших сограждан. Как же! Всего на 1 декабря 2019-го в базу данных Налоговой службы поступило 59 тысяч 18 налоговых деклараций, что тем не менее оказалось на 9 330 больше, чем по итогам 2017 года. В ГНС по этому поводу заявили, что «рост количества деклараций обусловлен в основном увеличением отчетов, предоставленных депутатами местных кенешей. При этом 7 462 декларанта воспользовались правом внесения дополнений или изменений в ранее сданную декларацию в срок до 30 июня. То есть люди случайно вспомнили, что имущества у них чуть больше, чем им самим казалось.
Узнав про тысячи материалов, переданных в прокуратуру, подумал, что вот теперь-то по полной программе начнутся проверки таможенников, судей, чиновников. Даже мелькнула пара глупых мыслишек: вдруг налоговики в своих рядах тоже нашли неожиданно разбогатевших сотрудников, да и на прокуроров указали пальцем.
Возможно, так и есть. Правда, первым почему-то встрепенулся депутат парламента Дастан Бекешев, оказавшийся в числе обладателей проблемных деклараций. Он возмутился, что налоговики приписали ему в документ лишние суммы, и отметил, что что-то напутали с его квартирой. Уже 3 января, когда все граждане только отходили от праздничных корпоративов и посиделок, Бекешев написал в соцсетях, что он уже отправился в банк и стал собирать документы, чтобы доказать свою правоту. К тому фискалы «удивились», что он не указал, что является главой общественного фонда. «Но я и вовсе не обязан был указывать, что возглавляю некоммерческую организацию. И потом, никаких лишних доходов у меня нет. Специально взял выписку из банка. Напротив, мои доходы сократились, а не увеличились. Я никак не мог ошибиться, не в первый раз декларацию заполняю. Хотели мне нервы немного потрепать. Меня предупредили, да, что такое может быть, поэтому у меня готовы все документы для опровержения тех сведений, что предоставила ГНС. Буду просить привлечения к ответственности этих налоговиков», – поделился парламентарий своим возмущением с читателями.
Услышав об этом, налоговики только развели руками и стали утверждать, что они сами ничего в сведения декларантов не вносят, не меняют и не редактируют. Декларации обрабатываются автоматически. То есть сбой происходит по техническим причинам.
Хорошо, что у нас теперь всё так модернизировано, что работает сплошная автоматика. Но многие граждане декларацию сдают не в электронном виде, а так же, как и я, по старинке, заполняя вручную предложенные формы. И тут уже остаётся только гадать, сама машина разбирала каракули декларантов или ей всё-таки кто-то помогал. Хотя не удивлюсь, что декларации «не интересных» для правоохранителей граждан типа меня даже не смотрят. Ведь что у меня изучать? Есть квартира, которую я из года в год указываю и ничего в этом не меняется – новый особняк не построил, а денежные доходы, так это слёзы, которые ничего кроме кривых улыбок у фискалов вызвать не смогут. Да и Дастан Бекешев также предположил, что одних проверяют дотошно, до каждой цифры, а других не проверяют вовсе. Вот и остаётся думать: стоит ли простым гражданам загружать работой налоговиков, подкидывая им свои «неинтересные» декларации? Пусть с чиновниками да господами из служб, где крутятся большие деньги и взятки, разбираются. А то шума вроде бы много, а результатов нет практически никаких. Никого на основании неверных деклараций не прижали и не посадили. Только имитация активной деятельности.

Александр НИКСДОРФ.