С первым (и пока единственным) мужем мы прожили четыре года. Потом тихо развелись: как-то вдруг резко обнаружилось, что нас с ним абсолютно ничего не связывает. Детей нет, общего имущества нет, общих интересов –
и подавно.

К тому же в последний год совместной жизни муж стал сильно выпивать. В пьяном виде становился очень агрессивным и однажды даже поднял на меня руку.

Этого я стерпеть не могла и на следующий день подала на развод.

Пока была замужем – не работала. А после развода пришлось выйти на работу. Коллектив у нас маленький, в основном женский. Все про всех всё знают, и все почему-то озабочены устройством личной жизни друг друга. Не успела я прийти, как оказалась главной мишенью для двух самых активных наших сотрудниц. Есть у нас две девушки – вернее, молодые женщины. Обе незамужние, живут по соседству и дружат чуть ли не с песочницы. Обеих хлебом не корми – дай поучаствовать в чьём-нибудь любовном романе. В каком угодно качестве. А тут – я. Только что разведённая, одинокая и несчастная…

— У нас есть Миша, — подмигнула мне в конце рабочего дня одна из этих подружек – допустим, Люба.

— Какой ещё Миша?

— Нормальный. Можно даже сказать – хороший. Через дорогу живёт.

— И что?

— Да ты не понимаешь, что ли? Хороший мужик, тоже развёлся недавно. Тоже мается.

— Но я-то не маюсь!

Мне Люба не поверила. Да и про Мишу ей, видимо, известно больше, чем ему самому. У Любы сомнений не было: мы с Мишей страдаем от одиночества, хотя из нас может получиться очень даже неплохая пара.

Люба пришла к предсказуемому выводу: нас с Мишей надо срочно знакомить.

Знакомство было обставлено в лучших традициях древнего сватовства. Около недели Люба старательно обрабатывала меня, а её подружка Таня – соответственно, Мишу. По их словам выходило, что мы с ним просто созданы друг для друга и непонятно, как до сих пор не встретились и не влюбились друг в друга без памяти.

По Любиным рассказам я представляла себе Мишу высоким серьёзным брюнетом в классическом костюме и галстуке. Может быть, даже в шляпе. Миша же, как он мне потом говорил, по рассказам Тани сложил у себя в голове образ миниатюрной хохотушки, прекрасной хозяйки и владелицы уютной «однушки» в центре города.

Оба образа были достаточно далеки от нас реальных… Но дело не в этом.

Дело в том, что если меня эти две кумушки хоть как-то уговорили на знакомство, Миша оказался категорически против. Ответил, что в услугах сводников не нуждается и если захочет, познакомится с любой женщиной самостоятельно. Но он пока не хочет. И неизвестно, захочет ли впредь.

Казалось бы, при таком раскладе вопрос знакомства и новых отношений с неизвестным Мишей должен был бы отпасть сам собой. Но Люба с Таней сдаваться не привыкли:

— Он тебе не звонил? Вот бессовестный! Ну ты не переживай, ничего, позвонит.

Примерно через месяц, как ни странно, он действительно позвонил. Признался, что сделал это без особого желания, но очень уж любопытно стало взглянуть на девушку, которую ему так настоятельно рекламируют.

Договорились встретиться в ближайшую субботу. И до субботы подружки инструктировали меня, что надеть и как себя вести.

— Да ладно, сама уж как-нибудь разберусь. Не маленькая.

— Но ты же не знаешь Мишу. А мы знаем. Твоя задача – ему понравиться, а как — мы тебя научим. Мы ведь не только за тебя переживаем, но и за него тоже.

Не очень меня вдохновило, что встретиться мы должны были не где-нибудь, а у него дома. Дом частный, двор большой, во дворе предполагалось и посидеть за разговорами. Но я всё-таки предпочла бы какую-нибудь нейтральную территорию.

Звоню Мише накануне встречи. Хотела всё же предложить какое-нибудь более подходящее для первого раза место. Звоню… А трубку берёт женщина.

Услышав женский голос, я растерялась не на шутку. Не туда попала? А вдруг он женат и морочит мне голову? А вдруг живёт с мамой или сестрой, и я им не понравлюсь? На всякий случай сбросила вызов. А через пару минут Миша перезвонил сам:

— Звонили? А я выходил ненадолго.

— А кто это к телефону подходил, если не секрет?

— Не секрет. Это Наташа. Моя бывшая жена.

Я вообще перестала что-нибудь понимать. Бывшая жена – она ведь на то и бывшая, чтобы жить отдельно и не хватать телефон бывшего супруга, когда ему кто-то звонит. Ясно, что иногда бывшие муж и жена остаются друзьями, но не до такой же степени!

Я даже забыла, о чём хотела с ним поговорить. Звоню Любе. Что это, мол, за идиотизм? Какая такая Наташа? Зачем она нам нужна?

— Наташа? – переспрашивает Люба. – А, ну да, помню. Это его первая бывшая. Потом он с ней развелся и женился ещё на какой-то – забыла её имя. Не обращай внимания, Наташа тебе не конкурентка.

— А та, вторая его бывшая, тоже, наверное, у него живёт?

— Вряд ли. Она, по-моему, вообще где-то в России.

Уже легче. Но по-прежнему ничего не понятно.

В общем, никуда я на следующий день, конечно, не пошла. Пускай все эти Миши и Наташи живут своей странной жизнью. Я-то здесь при чём?

Вечером он позвонил и сказал, что я не так всё поняла. Что Наташа – действительно бывшая, что они действительно сохранили очень тёплые, почти родственные отношения. Тем более у них общая взрослая дочь…

— Зачем же надо было разводиться, раз такие хорошие отношения?

— Как бы тебе объяснить… — он незаметно перешёл на «ты». – Мы с Наташей прекрасно жили. Но я встретил другую женщину. Встретил, влюбился, ничего не мог с собой поделать. Какое-то время мучился. Разрывался между ними двумя. Потом всё-таки решился на развод. Да и Наташа мою новую избранницу одобрила…

— В каком смысле одобрила? Ты что, представил их друг другу?

— Конечно. Говорю же – Наташа мне как родная. Как сестра. В первую минуту была какая-то напряженность. Посидели за столом, выпили. Я ушёл спать. Просыпаюсь через час или два – мои любимые женщины сидят рядом и смеются. Так и подружились.

— Только не предлагай и мне с твоей бывшей подружиться и вместе с ней смеяться около твоей кровати!

— А это и не предложение. Это необходимое условие. Если у нас с тобой что-то получится, ты должна принять Наташу, а она – тебя.

Вот такой поворот…

С Михаилом мы всё-таки встретились. Как и следовало ожидать, в присутствии Наташи. Что вам сказать? Наташа как Наташа, ничего особенного. И на бывшего мужа она, как я поняла, не имеет никаких видов и не строит планов. Более того: у неё есть уже любимый мужчина, с которым она надеется связать дальнейшую жизнь. Он турок, живёт в Стамбуле – и по иронии судьбы внешне поразительно похож на Михаила.

— А тебя правда муж бил? – спрашивает меня Наташа. Я вытаращила на неё глаза: откуда?.. Спохватилась: известно, откуда. Люба же Михаилу про меня рассказывала. А у него от бывшей, как я убедилась, секретов нет.

— Не то чтобы бил. Один раз ударил.

— И ты ушла? Зря. Миша тоже подраться может. Потом прощения просит. Имей в виду. Он ведь тоже пьющий – почти как твой муж. Не сильно, но… Можешь шило на мыло поменять. А вообще он мужик хороший. А детей почему у тебя нет? Не получаются? Со здоровьем проблемы?

— Ты и об этом знаешь?

— Да не волнуйся так. У меня есть доктор знакомый, очень хороший врач. Мишкина вторая жена тоже долго не могла забеременеть. Вылечили! Если хочешь, я насчёт тебя выясню…

Спасибо, не надо.

Она ещё что-то мне говорила. Что я ей понравилась. Что Михаилу нужна именно такая жена, как я. Все остальные ему просто не подходили, потому с ними в конечном итоге ничего и не получалось. Ещё говорила что-то…

Я уже не слышала и не слушала. Единственное, о чём думала, — так сразу никто не уходит. В гостях так не принято. Но точно знала, что с Мишей мы больше никогда не увидимся.

Записала Ольга НОВГОРОДЦЕВА.