Есть в столице муниципальное учреждение «Управление городского транспорта мэрии города Бишкек». Уверен, граждане, пользующиеся в основном общественным транспортом, наслышаны, что именно служащие этой конторы заботятся о них. Денно и нощно думают, как бы сделать так, чтобы автобусы и троллейбусы, не говоря уже о маршрутных такси, радовали жителей города.

Периодически у меня возникает вопрос: а сами работники этого управления, начиная с начальника, который самый главный по пассажирским перевозкам в Бишкеке, пользуются общественным транспортом? Ведь, чтобы что-то хорошо и правильно организовывать, совсем неплохо было бы познать предмет изнутри. Чтобы, как говорят, была хоть какая-то личная заинтересованность. Можно представить, как товарищ, руководящий всем транспортом столицы, проезжая в служебном авто мимо маршруток, терзается в недоумении: как там народ себя чувствует? Верю, что человек практически готов на собственной шкуре испытать, каково толкаться внутри этих маленьких автобусиков, как сначала войти, вталкивая школьников с рюкзаками в нутро машины, а потом постараться выйти из тесного салона, под завязку набитого народом. Периодически видя, как мучаются люди, у чиновника рождается замечательная идея извести все бусики под корень, предоставив пассажирам большие автобусы и троллейбусы. В таких бы он и сам ездил, правда, статус не позволяет.

Но справедливости ради можно же предположить, что для улучшения положения с транспортом что-то делается. Трудно сказать, что людям от этих управленческих хлопот становится лучше, но управление показывает, что оно работает.

Не так давно большой резонанс получил скандал, связанный с запретом на работу нового маршрута, который хотела организовать частная компания. Если бы не давали выйти на городские улицы очередным маршруткам, то хоть как-то это можно было бы понять – с ними воюют, но в городе хотели организовать перевозки на больших автобусах, которых катастрофически не хватает. Категорически не хотели поначалу разрешать – властными полномочиями воспользовались в полной мере.Только когда история приобрела широкий резонанс – раздобрились, автобусы пошли.

С чего я вдруг взялся писать про управление? Вспомнил, что с его подачи и при активной поддержке специалистов по безопасности на дорогах в столице ведется борьба за порядок. Заключается сей порядок в том, что маршрутные такси, не говоря уже об остальном транспорте, не должны впускать и выпускать пассажиров, где те попросят – всё должно происходить исключительно на специально оборудованных остановочных комплексах, по-простому – остановках. Так будет и безопасно, и движению остальных машин никто не помешает.

Однако провозгласить запрет просто – попробуйте соблюдать озвученные требования! На многих улицах этих самых остановок просто нет. Что в таком случае делать водителям, да и пассажирам, которые то машут на дороге, то желают, чтобы им срочно остановили? Трудно сказать. Тут или нарушать, или выслушивать от людей массу нареканий.

Знают ли об этих проблемах в управлении транспорта? Уверен, что знают. Но порой создаётся впечатление, что они ничего не делают, чтобы исправить положение… попросьбе гаишников. Ведь инспектору с жезлом удобно стоять там, где обычно больше всего людей стараются воспользоваться услугами маршруток, а остановок рядом нет. Вот тут они и подкарауливают нарушителей, у которых с радостью выворачивают карманы.

Когда-то, в советские времена, строительные нормы предполагали, что расстояния между остановками на линиях общественного пассажирского транспорта в пределах территории населенных пунктов следует принимать для автобусов и троллейбусов 400-600 метров, а в центральной части города – 300 метров. Да и рекомендовалось, чтобы до остановки человеку нужно было бы пройти не более 250-300 метров. Сегодня, кажется, об этом забыли напрочь. Достаточно посмотреть, как движутся автобусы в центре столицы. Например, машины маршрутов №7 и 38, идя по проспекту Чуй в восточном направлении, останавливаются напротив кинотеатра «Россия», а следующая остановка только перед улицей Абдрахманова – расстояние больше километра. Возможно, в мэрии могут сослаться на то, что проходят они по центральной площади, а там негде организовать остановку, да и простым людям категорически нельзя выходить из автобусов в этом месте. Но, может быть, открою тайну водителей – они всё-таки останавливаются в «неположенных местах», когда их об этом просят, особенно старики и мамаши с детьми. Пришлось мне недавно воспользоваться автобусом №48. Когда-то у этого маршрута была остановка на улице Гоголя рядом с проспектом Чуй. Но после завершения строительства новой «Дордой-плазы» остановку ликвидировали – на этом месте паркуются машины. Знают ли в том же управлении, что на этом маршруте, например, от набережной реки Аламедин в районе микрорайона «Восток-5» и до железнодорожного вокзала имеется всего одна остановка? И это на пути в три километра – здесь ни о никаких допустимых нормах даже разговора быть не может. Ещё пример. У троллейбуса №11, когда он идёт по проспекту Манаса, есть остановка на улице Боконбаева, а следующая – только напротив филармонии. Совсем не мизерный пролёт – в километр. Подобных примеров можно привести множество. Не случайно же люди жалуются на это, говоря, что есть улицы, на которых в принципе остановок никогда не было – как нет их и сейчас.

Верю, что в управлении обо всех обозначенных остановочных пунктах прекрасно осведомлены. Не случайно же во многих автобусах и троллейбусах имеются схемы движения маршрутов с указанием всех остановок. Только прорисованы они там условно, без указания расстояний между ними.

А почему бы работникам управления не поездить на всех маршрутах – их в Бишкеке не так уж и много – и подумать, как облегчить жизнь горожанам, определив места для новых остановок? Не нужно заставлять людей наматывать километры (хотя, говорят, это полезно для здоровья), пусть им хоть в этом будет чуточку проще.

Александр НИКСДОРФ.