Хорошо кому-то быть богатым и щедрым. Они могут от всей души делать дорогие подарки бедным. Те, конечно же, сначала радуются – вот привалило-то откуда не ждали, а потом начинают думать, что делать с этой совсем не дешевой штучкой? Но состоятельные господа им уже ее подсунули, а дальше пусть бедолаги сами с ней носятся.
Ладно, если подарок можно продать, а на полученные деньги устроить гулянку. А если так просто от упавшего счастья не избавиться? Вот и таскаются с дорогой и ненужной, как выясняется, вещью. Хорошо, если она ещё есть-пить не просит, или какого иного дорогого ухода не требует, а то с нежданными расходами совсем тоска может замучить.
Вот есть у нас богатый друг «Газпром». Периодически он от щедрот своих кое-что подкидывает. То какие-то физкультурно-оздоровительные центры строит, то решает порадовать новой суперсовременной, по нашим, конечно же, меркам, школой.
Что с совсем недавно построенным учебным заведением вышел подарочный перебор, сказано уже много. Где газовики нашли весьма замороченный проект, сказать трудно. Но они решили, что у школьников, приходящих за знаниями, кроме оборудованных классов с удобной мебелью, электронными досками, химическими да физическими лабораториями, еще должны быть и крытые бассейны, и стадионы, даже обсерватории, чтобы за звездами наблюдать, вдруг кто надумает не юристом или чиновником стать, как обычно, а космонавтом.
От такого роскошного подарка руководство мэрии Бишкека чуть рассудком не двинулось. Они как подсчитали, во сколько сотен миллионов обойдётся содержание диковинного учебного заведения, так сразу поняли, что в городском бюджете денег на всю эту заумную красоту наскрести не смогут. Когда же ещё услышали, что россияне пожелали, чтобы учителя в этой школе получали больше, чем мэрские начальники, то совсем загрустили. Печаль их накрыла – не подарок, а сплошное разорение.
Но выход придумали в самом «Газпроме». Раз вам наше дарение не по зубам, намекнули там городским властям, отдайте эту красивую вещичку нам назад во временное пользование. Уж мы придумаем как её самим поносить, в смысле, что с ней делать без ущерба для города. Идея хорошая, рассудили в муниципалитете и уже готовы были радостно закивать, только вспомнили, что сначала требуется на это спросить разрешение у местных депутатов. Без их согласия никак – такой маленький руководящий парламентаризм в масштабах города.
Столичные избранники, как узнали, что из муниципальной школы может получиться частично платная, да ещё и ушедшая из-под их ведома, так сразу в споры и ударились. Видят же, вещь хорошая, самим бы только и пользоваться, никому не позволяя к ней прикасаться. Ясно же, раз подарок достался городу, то ему им и следует распоряжаться в полной мере. Одно плохо – ресурсов для этого нет. Несколько дней дебатировали, так и сяк рядили. Народ с интересом наблюдал за депутатскими перепалками. Но не смогли избранники окончательно определиться, как быть с этой школой. Им и хочется, и колется, прямо, как мышкам, решившим пожевать кактус.
Ждал мэр их решения три дня и три ночи – несколько дней шли заседания. Но так ничего и не ответили депутаты мэру, только хвостиком махнули и отправились в летние отпуска. Школу к новому учебному году по их прихоти запустить не получится. Но попробуйте только намекнуть депутатам на их полнейшую безответственность – возмутятся и обидятся. Они же не о себе пекутся – о городе, о его бюджете. Вот в марте покумекали и сократили расходы на зарплату, а на последней сессии урезали для управления образования 20 миллионов сомов, на которые планировалось приобрести мебель и учебники – ясно же, что для школ это безрассудные излишества. Теперь говорят, что в сентябре, возможно, соберутся они на очередную сессию, расскажут друг другу куда съездили, на каких заморских курортах отдохнули. Не исключено, что и про подаренную школу вспомнят.
Если бы депутаты приняли решение, которого от них ждали, то уже 1 сентября почти тысяча учеников заполнили классы новой школы. Но о детях никто даже и не подумал. Вроде бы кричали, что только за них и переживают, повторяя – это же наше будущее, цветы жизни и кое-что ещё из принятого говорить про мальцов. На самом деле – все получается совсем иначе.
Поскольку никто так и не знает, на какой основе будет действовать школа – в управлении представителей «Газпрома» или в ведении муниципалитета, то все её потенциальные ученики вынуждены учебный год начинать в тех школах, где учились раньше. Куда идти первоклашкам – сначала в одну школу, а через несколько месяцев в другую? Вице-мэр Татьяна Кузнецова с потрясающим спокойствием заявила: «Не обязательно 1 сентября открывать школу. Если мы изыщем средства, ее можно открыть и в ноябре, и в декабре. У нас всегда есть потребность, поэтому дети могут перейти в неё, чтобы высвободить места в других школах». Очень всё просто у чиновников мэрии. Для них дети, что шары на бильярдном столе – взмахнули кием и катнули их в одну сторону, ещё взмах, и полетели детки в другую. Интересно, хотели бы депутаты своих детей или внуков так дергать?
Вряд ли кто будет спорить, что перетряски посреди учебного года – из одной школы в другую, не самое лучшее, что взрослые могут предлагать школьникам. Но кто-нибудь из депутатов задумывался об этом, когда они откладывали решение по газпромовской школе? Хотя, эта неторопливость совсем не случайна, и кому-то потребовалось время, чтобы самим подобрать людей, которые будут управлять российским подарком? Действительно, зачем неизвестно кому доверять такое ответственное и где-то даже денежное дело, когда толпа родных человечков ходит не пристроенная? Даже не удивлюсь, если сейчас уважаемые люди поторгуются и определятся с кандидатурами.
Смотрю на все это и никак не могу понять, почему россияне, когда что-то делают в нашей стране, отдают свои подарки на откуп местным чиновникам? Достаточно оценить действия турецких друзей. Создали те несколько своих школ и сами ими же и управляют. При этом никто не возмущается. Да и в университете с турецким уклоном тоже устанавливают свои порядки. «Газпром», представляющий Россию, тоже декларировал, что новая школа станет образцом хорошего российского образования в Кыргызстане. И что получается? Пока ничего. Неужели, когда заключали меморандум о строи-тельстве этой школы, не смогли все продумать и предусмотреть заранее? Разве не ясно было изначально, что мэрия обслуживание подобного подарка не потянет, даже если поначалу об этом ничего не говорили? Как заметила Кузнецова, столичный муниципалитет не может решить вопросы о материально-техническом обеспечении школы, финансировании зарплаты её будущим работникам, об оплате коммунальных услуг. Так и хочется спросить: какие же вопросы сумели решить? Судя по всему, никакие.
Кстати, «Газпром» предлагал установить в этой школе зарплату учителям на уровне 35-40 тысяч сомов. Если школа будет всё-таки муниципальная и бесплатная для всех учеников, то, естественно, мэрия на это не пойдет. Вице-мэр без экивоков заметила: «Учителя здесь будут получать, как и в других школах, по сетке примерно 8 тысяч сомов. Все зависит от квалификации и количества часов, которые они будут вести». На такие деньги примут в лучшем случае выпускников университетов. Трудно представить, что россияне, когда запускали свой проект школы, думали о таком уровне обучения.
Поговорив о школе, впору вспомнить о других подарках, сделанных «Газпромом». Об упомянутых уже физкультурно-оздоровительных центрах. Помните, как на открытии Первых всемирных игр кочевников в 2014 году Алмазбек Атамбаев обратился к председателю правления «Газпром» Алексею Миллеру с предложением построить в Кыргызстане спорткомплексы, в которых можно было бы проводить соревнования международного значения. Знал, к кому обращаться. Газовиков долго уговаривать не надо было. Просите – получите! Довольно быстро в республике началась реализация социальной программы «Газпром – детям». В её рамках решили построить по всему Кыргызстану шестнадцать ФОК международного стандарта. При этом утверждалось, что строительство комплексов направлено на поддержку здоровья и развитие молодого поколения, «создание условий для гармоничного духовного и физического развития детей и подростков, а также на вовлечение максимального числа детей в спортивные секции, творческие и самодеятельные кружки». Ещё бы, мы о молодежи и школьниках заботимся безмерно. И пошли строиться ФОКи – на Иссык-Куле, в Бишкеке, Нарыне, Джалал-Абаде. Уже, кажется, штук девять возвели. На открытие комплекса в столице прилетал сам Миллер. Наш президент тогда так растрогался, что прямо перед всеми вручил ему орден – благодарность за дорогие подарки.
Прошло не так много времени. Может быть, кто-то и успел там позаниматься. Так и хочется написать, как окрепла наша молодежь, занимаясь в этих ФОКах. Сегодня же остается только констатировать, что все комплексы приходят в упадок. Из-за недостаточности опыта и культуры управления, проблем с финансовыми ресурсами они находятся в плачевном состоянии. Местные муниципалитеты, получившие опять же подарки, не смогли ими распорядиться с умом.
Буквально на днях председатель Госкомитета информационных технологий и связи Дастан Догоев заявил, что на базе этих физкультурных комплексов – не пропадать же совсем дорогим объектам, планируется открыть инновационные центры. Он отметил, что в рамках концепции цифровой трансформации «Развитие цифровой экономики» Кыргызстан планирует позиционироваться как новый цифровой рынок. Именно для реализации этих позиций и организуют инновационные центры. Благодаря им будет создан контент по повышению цифровых навыков граждан, запущены онлайн-портал по цифровым навыкам, программы поддержки стартапов, предоставление бизнес-консультаций, создание центров компетенций и цифровизация ключевых секторов экономики. Это вам не мышцы качать да спортсменов растить! Подход серьёзный, говорят, что результатами этой стратегии станет формирование около тысячи рабочих мест, развитие регионов через привлечение в работу ФОК не менее 700 специалистов.
Просто замечательно. Только про здоровье молодежи, которых надо было оторвать от компьютеров и гаджетов, предпочли теперь ничего не говорить. Не удивлюсь, если вместо новой школы «Газпрома» тоже придумают создать что-то иное – инновационное. Иначе подарок просто зачахнет в руках столичных управленцев.
Александр НИКСДОРФ.