Ветеран милиции Акмат Шугуров рассказал мне эти две истории из своей милицейской практики, случившиеся в то время, когда он работал оперативником в Иссык-Кульской области. Было это в семидесятые годы прошлого века.
Иссык-кульский Отелло
В Тонском районе в одном из горных сел произошло убийство женщины. Застрелили ее из ружья одним выстрелом. В то время такое происшествие было ЧП республиканского масштаба. Убитая работала фельдшером, была замужем, воспитывала с мужем троих детей. Муж работал водителем автобуса на междугороднем маршруте «Фрунзе-Пржевальск» (сейчас «Бишкек-Каракол»). Осмотр места происшествия ничего не дал. Старшая дочь убитой со слезами рассказывала, что они с мамой вышли на крыльцо перед сном, и когда она услышала выстрел, то мать упала и больше не двигалась, а на ее груди расползалось пятно крови. Девочка испугалась, стала кричать, прибежали на шум соседи и вызвали милицию.
При опросе соседей выяснилось, что семья, на первый взгляд, была нормальная, никаких ссор между супругами не было. Жили справно: имели хороший дом, машину «Жигули», кое-
какую скотину. Но это было на первый взгляд. Некоторые женщины поведали, что жена симпатизировала управляющему отделением колхоза, ее ровеснику. Они когда-то вместе учились в школе и даже дружили. Но пока он был в армии, родители выдали ее замуж за родственника по материнской линии. Когда её одноклассник окончил институт и приехал в родное село, видимо, старые чувства вспыхнули с новой силой.
Для милиционеров муж убитой в свете таких сведений стал главным подозреваемым. Ведь ревность со дня сотворения мира остается причиной многих трагедий. Стали к нему приглядываться. Горевал он правдоподобно, похоронил жену, как полагается, по обычаям. После допроса выяснилось, что у него имеется железное алиби. В день убийства он находился в столице – после рейса отдыхал в гостинице для водителей. Администратор гостиницы и его напарник подтвердили, что они заселились в одноместные номера и проспали до утра. Утром они позавтракали, поехали на автовокзал, набрали пассажиров и выехали в обратный рейс в Пржевальск. По дороге муж и услышал весть о смерти жены и был потрясен этим горем.
Следствие на этом этапе застопорилось. Больше вроде бы подозревать в убийстве было некого. Но через неделю, проведя семидневные поминки, муж убитой вдруг исчез. Найти его не могли ни у родственников, ни у друзей и коллег по работе. И вот на допросе его дядя, уже пожилой мужчина, вспомнил, что племянник месяца за два до этого выпросил у него мелкокалиберную винтовку, якобы хотел пойти на охоту, и до сих пор её не возвратил. Когда допросили управляющего отделением, он вспомнил, что однажды ночью, когда шел один по селу, слышал выстрел, но не придал этому значения. Таким образом, стала вырисовываться картина покушения на убийство. Но доказательств не хватало.
Тем временем все-таки подозреваемого нашли в городе Рыбачье. Он там уже несколько дней пил горькую в доме одной женщины. Его задержали, посадили в камеру, стали допрашивать, но он все отрицал: дескать, запил с горя и жену не убивал, он ее любил. Раскололся он только через несколько суток и стал давать показания. Показал, где спрятал винтовку. Оказалось, что он ни сном ни духом не знал о поведении жены. Но его мать раскрыла ему глаза, рассказав, что по селу ходят слухи о его супруге и управляющем. Для него слова матери были как острый нож в сердце. Как это ему, такому самодостаточному мужчине, посмели изменить?! Ведь он хорошо зарабатывает, содержит семью, жена и дети ни в чем не нуждаются. И тогда он задумал отомстить. Сначала он хотел застрелить виновника своего позора: подкараулил его ночью, выстрелил, но промахнулся.
Тогда он решил убить жену.
Следователей интересовало, как же все-таки произошло убийство. Ведь он был той ночью в другом месте. Тогда он рассказал, что план мести изменщице он вынашивал долго. Загодя отогнал свои «Жигули» во Фрунзе и оставил возле гостиницы. Когда они заселились, он попросил администратора не тревожить его до утра. Когда наступила ночь, он вылез в окно, сел в свой автомобиль и поехал к себе в село. Приехав, подошел к своему дому и засел в кустах. Когда жена с дочерью вышли на крыльцо, хорошенько прицелился и выстрелил. Жена упала замертво, а дочь начала кричать и плакать. В спешке он побежал к машине, сел и обратно уехал в столицу. Там он пробрался в комнату и утром, как ни в чем не бывало, поехал в рейс.
После похорон он кое-как продержался семь дней, а потом уехал в Рыбачье. Объяснил это тем, что нервы были так напряжены, что требовалась разгрузка.
Суд дал ему девять лет по статье «Убийство». Учли, что он ранее не был судим, чистосердечно признался и раскаялся, что является кормильцем трех детей.
«Нечаянный» убийца
Однажды в дежурную часть милиции одного из поселков на Иссык-Куле позвонили рано утром и сообщили, что возле магазина найден труп молодого парня. Прибывшие милиционеры увидели, что тело лежит в закутке между киосками. При внешнем осмотре была видна рана в области виска с запекшейся кровью и еще несколько кровоподтеков в разных частях тела. Позже экспертиза установила, что причиной смерти было кровоизлияние в мозг от удара в висок.
Стали опрашивать возможных свидетелей. Среди них была и продавщица магазина. Она сразу опознала труп. Рассказала, что накануне вечером погибший с тремя собутыльниками распивал спиртное возле магазина. Несколько раз кто-то из четверки заходил за очередной порцией горячительного – покупали дешевое вино. Часов в десять вечера продавщица закрыла магазин и ушла домой. По ее словам, компания продолжала гулять. Милиционеры попросили описать приметы троих выпивох из компании, и она начала было рассказывать. Разговаривал с ней следователь внутри магазина, а другие милиционеры осматривали место происшествия снаружи. И вдруг продавщица начала взволнованно показывать в окно. Там проходил какой-то парень, внимательно всматриваясь в происходящее. Продавщица сказала, что этот парень был вчера среди выпивавших. Следователь выскочил на улицу и крикнул, чтобы парня задержали. Тот было в испуге побежал, но его быстро схватили.
На допросах он ни в чем не признавался двое суток, но на третьи все-таки стал говорить. По его рассказу, он пил в компании с малознакомыми парнями. В какой-то момент одному парню вдруг не понравилось, как он его назвал. Вспыхнула ссора, потом в ход пошли кулаки. Соперник оказался сильнее, повалил его на землю и пнул по ребрам. Тогда он вскочил, отодрал от забора штакетник и ударил обидчика по голове. Тот упал. После драки они еще немного посидели, допили спиртное. Упавший все еще лежал и не подавал признаков жизни. Тогда они испугались и разбежались. Утром с похмелья он вспомнил о вчерашней драке и пришел посмотреть, что же случилось с тем парнем. Тут его и повязали.
Посадили «нечаянного» убийцу в КПЗ города Рыбачье. На четвертые сутки он каким-то образом смог распилить решетку окна камеры и сбежать. Он был местным, и поэтому хорошо знал все окрестности города. Поэтому его искали долго и безуспешно. А он в это время у кого-то из чабанов украл лошадь, нашел где-то обрез винтовки. Примерно через месяц, когда милиционеры в очередной раз прочесывали местность, один из них лицом к лицу столкнулся с беглецом. Тот припугнул его обрезом и поскакал в ущелье. Но на беду у него на пути вырос другой милиционер, который наставил на него пистолет. Беглец выхватил обрез и выстрелил первым. Милиционер упал замертво. На этот раз ему удалось ускользнуть от погони.
После убийства милиционера он уже стал особо опасным преступником, поэтому силовики взялись за него с особым рвением, ведь на кону была честь мундира. Через два дня его заметили на чердаке заброшенного дома. Когда его окружили, он снова стал стрелять по милиционерам. Пришлось вести огонь на поражение. Так он и был застрелен.
После всего случившегося милиционеры говорили, что этот парень мог отделаться малым сроком за убийство по-неосторожности. Зачем он сбежал из камеры, зачем убил еще одного человека, а потом погиб сам – так и осталось тайной.
Эркин БАЙБОСУНОВ.
Фото www.