Евангелическо-лютеранская церковь в Кыргызской Республике имеет свое начало с 1907 года и относится к традиционным христианским церквам.

Также Евангелическо-лютеранская церковь входит в состав Всемирной лютеранской федерации, которая насчитывает около 80 миллионов лютеран.

Лютеранская церковь в Кыргызстане состоит из общин, одна из которых находится в селе Виноградное. Почти полвека назад её основателями стали депортированные с Поволжья немцы. Люди, обретшие в Кыргызстане свою вторую родину, стали активно заниматься сельским хозяйством и в большей мере выращиванием винограда. Немцы, лишённые прав и находившиеся под надзором властей, жили первое время обособленно. Открытое служение богу  в СССР всегда было под негласным запретом. Но для многих переселенцев, кроме работы, это была единственная отдушина.  Многие верующие сельчане  собирались после работы по домам и проводили домашние богослужения. Так люди стали приобщаться к вере. Постепенно образовалась Лютеранская община. И только в 60-х годах прошлого века  жителям села Виноградное официально разрешили построить свою церковь. Совместными усилиями прихожане построили для богослужений молитвенный дом.

В последнее время почти все потомки немцев перебрались на свою историческую родину. В селе остались единицы, которых сегодня можно пересчитать по пальцам. Но, несмотря на это, дорога к местной церкви не зарастает.

Сегодня большую часть населения бывшего совхоза- миллионера теперь составляют переселенцы из Таджикистана и Узбекистана. Поэтому приверженцев лютеранской веры в округе заметно поубавилось. Но в храме по-прежнему проходят богослужения и празднуются христианские праздники.

Наш корреспондент встретился и поговорил с и.о. епископа Евангелическо-лютеранской церкви в Кыргызстане пастором Николаем Барановым.

— Родился я в обычной сельской семье. Мои родители работали на молочно-товарной ферме (МТФ). После окончания школы я поступил учиться на повара-кондитера. Получив профессию, уже подумывал о возможном трудоустройстве. В это время в село вернулась семья бывших жителей из Германии. Они помогли возродить жизнь общины. Узнав об этом и имея некоторое ограниченное представление о вере в бога, я решил посетить первое в своей жизни собрание, понимая то, что мои родители столького мне об этом не расскажут. Здесь мне все было в новинку и очень интересно. Всё, о чем говорили и учили в церкви, заметно отличалось от окружающей действительности.  Меня буквально захватила та атмосфера, которая была здесь на молодежных встречах.

Всё это с каждым разом побуждало и вдохновляло меня: каждый вечер после работы я спешил к своим единомышленникам. Это были мои первые шаги к встрече с богом. В общем, впоследствии к лютеранской вере я пришёл осознанно и основательно. Постепенно взялся изучать Библию. Стал в дальнейшем проповедником и пастором.  Даже сегодня приходится все время  заниматься теологическим образованием, – рассказывает Николай.

С моим собеседником на его машине петляем по узким улочкам Виноградного. Сразу  заметно, что человек он здесь известный и уважаемый. Люди, заметив пастора, приветливо здороваются с нами. Многие обращаются к нему со своими проблемами. Приходится останавливаться и внимательно выслушивать всех. Часть вопросов решается на месте, некоторые позже. Завтра, например, нужно людям на похороны выделить микроавтобус. По мобильному телефону Николай звонит и решает этот вопрос.

В 60-х годах прошлого века был устный приказ местных властей, чтобы все культовые сооружения в селах не выбивались из общей картины и не возвышались над жилыми домами.

В Виноградном храм – добротный немецкий дом. Пройдя через огромный двор, мы заходим в здание. Всё внутреннее убранство  сильно отличается от православного собора. Нет обилия икон и свечей. Вместо деревянных скамеек большую часть помещения занимают удобные кресла. В середине зала возвышается капитолий. Именно отсюда пастор читает свои проповеди прихожанам.

Лютеранский храм и сегодня открыт для всех. Некоторые люди приходят из любопытства, молча наблюдают за происходящим. Если у них возникают вопросы, то Николай старается доходчиво ответить на них.

В настоящее время община села Виноградное содержит дом милосердия для  пожилых и одиноких престарелых людей и реабилитационный центр для детей-инвалидов. Они взяли на себя роль работников социальной защиты. Также прихожане стараются помогать и попавшим в беду односельчанам. Вот, например, собирали помощь погорельцам. В частном доме произошел пожар и люди остались без крыши над головой. Помогали им всем миром: люди несли не только деньги, но и продукты, одежду. Причем неважно какого человек вероисповедания.

— Свою вторую половинку Николай повстречал в церкви. Сначала молодые долго приглядывались друг к другу. Потом решили пожениться. Сегодня пастор Николай Баранов со своей супругой воспитывают пятерых детей. Старшей дочери одиннадцать лет, а младшей чуть больше года. Есть у семейной пары и наследник.

— Своих детей я воспитываю в строгости, приучая к порядку и праведной жизни с самого детства. Конечно, буду рад и надеюсь, что они останутся в этой вере. А так, они растут обычными детьми, помогают нам в домашних делах, общаются с удовольствием со своими одноклассниками. Как и все дети, играют в различные игры и имеют достаточно своего личного времени.

Но принуждать к вере отец пятерых детей никого из них не собирается. Но и воскресную поездку в село они должны заслужить своим поведением: хорошими отметками в школе, послушанием  дома. И ребятишки стараются изо всех сил, чтобы в выходные отправиться со мной на службу, –  делится священнослужитель.

— У них там своя детская программа, они занимаются со специальным педагогом.

Пастор Николай не скрывает, что будет рад, если его дети  найдут свою дорогу к богу.

Лютеране, как и другие христиане, отмечают Пасху, Рождество Христово. Они собираются в церкви, поют духовные песни, слушают проповеди, читают Библию.

Контингент общины разный: сюда приходят даже семьями.

Дорога к богу открыта для всех.