На этой неделе в Бишкеке прошел IV Всемирный фестиваль эпосов народов мира. В этом году фестиваль был посвящен Году нравственности, воспитания и культуры, а также 150-летию со дня рождения манасчи Сагымбая Орозбакова.

Проведение этого мероприятия было инициировано Министерством культуры, информации и туризма Кыргызстана. На столичной площади собрались именитые чтецы эпосов разных народов, а также исследователи данного феномена культуры.
Как рассказал заместитель министра культуры Азамат Жаманкулов, фестиваль был подготовлен за кратчайшие сроки профессионалами своего дела, и им удалось провести мероприятие на должном уровне.
Днем на площади перед зданием Кыргызской национальной филармонии имени Токтогула Сатылганова была размещена этнографическая деревня «Кыргыз к?ч?», где была организована выставка декоративно-прикладного искусства и народного творчества.
Вечером в большом зале филармонии состоялся концерт с участием сказителей эпосов из Республики Саха (Якутия), Калмыкии, Узбекистана, Монголии, Казахстана, Башкортостана, Кыргызстана, а также специального гостя из Германии – этнического музыканта Лео Рохаса.
В рамках фестиваля был проведен международный научно-практический симпозиум, который собрал профессоров, доцентов, докторов и кандидатов философских наук и других ученых, а также научных сотрудников в области фольклора и сказителей эпосов из Кыргызстана, Казахстана, Монголии, Российской Федерации, США, Турции и Узбекистана. Ученые и сказители обсудили актуальные проблемы эпосоведения, а также пути развития эпосов в рамках культурного развития стран-участниц.
Бурулкан ТологоноваНа территории этнографической деревни был проведен конкурс на самую лучшую юрту «Мыкты кыргыз боз ?й?», где первое место заняла Бурулкан Тєлєгєнова из города Нарын.
Завершился фестиваль 5 сентября театрализованной программой «Парад культурного разнообразия», который прошел вечером перед зданием национальной филармонии, где гости из разных стран еще раз продемонстрировали всё великолепие и разнообразие различных эпосов.
Звездой вечера стал Лео Рохас, который исполнил всемирно известные композиции «Полет кондора», «Одинокий пастух» и другие.
Зрительница шоу Аделя Муратова поделилась впечатлениями о мероприятии.
— Восхитительно, очень нетипичные выступления. Исполнение эпоса очень близко нашей культуре. Это интересно слушать и есть на что посмотреть, – сказала она.
Еще одна гостья Ирина Шестаева рассказала, что пришла на концерт, чтобы вживую услышать одну из лучших кавер-версий мелодии «Одинокий пастух».
— Концерт потрясающий! Несмотря на то, что я шла целенаправленно послушать Лео Рохаса, осталась в восторге и от других исполнителей. Например, комузисты играли на инструменте даже ногами! И сказители эпосов были более чем убедительны, несмотря на то, что я ничего не поняла. Но выступление Рохаса было самым запоминающимся, – считает Ирина.
IMG_0587Эквадорский исполнитель стал известен после победы на немецком шоу талантов. Нашему корреспонденту удалось встретиться с Лео Рохасом после концерта и задать ему несколько вопросов. Музыкант поделился впечатлениями о гостеприимстве кыргызстанцев и рассказал о желании обучиться игре на комузе.
— Совпали ли Ваши ожидания о Кыргызстане с тем, что Вы увидели в реальности?
— Когда меня пригласили в Кыргызстан, я несказанно обрадовался. До этого видел фотографии вашей страны в Интернете. Меня поразила красота гор, рек, озер, да и в целом природы. Но реальность превзошла все мои ожидания! Это восхитительно! Особенно меня поразила красота местных девушек – природа наделила вас незаурядной внешностью.
— Что Вас больше всего удивило в Бишкеке?
— Гостеприимство кыргызского народа. Едва сойдя с трапа самолета, я окунулся в ваше радушие.
— Вы успели отведать местную кухню?
— Я попробовал два национальных блюда – плов и шорпо. Это вкусно и очень калорийно. По личным ощущениям я неплохо набрал вес за два дня пребывания в Кыргызстане. Должен признаться, шорпо мне понравилось больше. Кстати, оно мне чем-то напомнило эквадорское национальное блюдо.
— Насколько мне известно, Вам некоторое время пришлось работать уличным музыкантом. Сложно было?
— Я оставил свою Родину, когда мне было 15 лет. С отцом и братом жил в Германии, а потом в Испании. Да, нам пришлось довольно трудно. В Германии у меня не было друзей, я не знал ни культуру, ни местность. Денег и перспектив тоже не было. Из-за безработицы мне пришлось играть на улицах. Это привлекало прохожих. Постепенно я становился популярным. Вскоре музыка стала основным видом заработка, что позволило мне помогать своей семье.
Но я очень благодарен этому нелегкому периоду в своей жизни, ведь именно тогда я стал тем, кем стал. Трудности меня только закалили.
— Вы покорили мир этническим инструментом – пан-флейтой. Как Вы думаете, у нашего комуза есть шанс стать всемирно известным музыкальным инструментом?
— Впервые я услышал игру на комузе в исполнении своего друга из Канады. Меня удивило, насколько красивые звуки могут исходить из неизвестного мне деревянного инструмента. А в ходе фестиваля мне посчастливилось исполнить композицию «Полет кондора» с вашими комузистами. Что касается шансов комуза завоевать мир, думаю, это зависит от исполнителей. Не важно, на чем и в каком стиле ты играешь, важны качество игры и единение с душой.
— Вы планируете осваивать новые музыкальные инструменты?
— Я играю на 35 видах флейт. Помимо этого, освоил фортепиано, а сейчас всерьез подумываю получить базовые навыки игры на комузе.

Юлия ХИЖНЯКОВА.
Фото автора.