«ПОМОГИТЕ РАСПРОСТРАНИТЬ ИНФОРМАЦИЮ! РОДИТЕЛИ, обратите внимание на своих детей!» если вы – активный пользователь социальных сетей, то, наверняка, уже догадались, о чем речь. Но даже если вы редко выходите в Интернет, то благодаря газетам и телевидению знаете что такое «группы смерти». Игра «Синий кит», или «Тихий дом», стала распространяться сначала в России, на Украине, в Казахстане, а затем и в нашей стране. Впервые кыргызстанцы узнали о них 30 января из публикации одного новостного портала, который опубликовал подробную информацию о суицидальных группах и играх подростков в социальных сетях. Мгновенно другие СМИ подхватили и распространили эту информацию, а люди стали делиться предостережениями в социальных сетях.

Эта новость вызвала бурную реакцию общественности. На следующий же день были назначены первые пресс-конференции и заседания различных госструктур. 31 января Министерство образование и науки КР поручило провести родительские собрания, чтобы оповестить родителей об опасности и проинструктировать их о мерах, которые необходимо предпринять. Также в социальных сетях было запущено множество акций, целью которых был поиск и переубеждение людей, играющих или желавших принять участие в «играх со смертью». За короткий срок общественность сплотилась против неизвестного, но опасного врага и началась охота на «китов» – людей, желающих войти в игру или уже играющих – с целью отговорить их играть и уберечь от опасности.

Даже через несколько дней ситуация не утихла. Наоборот, получила новый виток: стало известно о первом случае самоубийства школьника, который все сразу же связали с «группами смерти».

Вслед за первым самоубийством последовали и другие. В итоге, по данным Министерства внутренних дел, с 1 января расстались с жизнью 17 человек. Отмечается, что пять самоубийств произошли из-за ссор с родителями, семь — от неразделенной любви, 1 — из-за болезни. Причины остальных четырех случаев устанавливаются.

По словам Эрниса Осмонбаева, старшего инспектора пресс-службы МВД, по фактам самоубийств были возбуждены уголовные дела по статьям «Доведение до самоубийства» и «Склонение к самоубийству».

— Однако пока связи «групп смерти» и игр в социальных сетях мы не нашли. Так что до окончания следствия мы не можем утверждать их причастность к гибели подростков. На сегодняшний день работает межведомственная группа, куда помимо МВД входит и Министерство образования и науки. Эта группа анализирует каждый случай суицида, в том числе на предмет участия жертв в подозрительных группах и играх.

Помимо этого работает оперативная служба, которая проводит мониторинг социальных сетей и проверяет подозрительные группы. Также проводятся родительские собрания совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних, психологами, родителями и педагогами. Это превентивные меры, которые лишними в любом случае не будут.

 

Мнение эксперта

Григорий Михайлов – медиаэксперт и корреспондент «Независимой газеты» в Кыргызстане – считает, что интерес, вызванный СМИ к «группам смерти», преувеличен.

— У меня есть три версии, почему эта тема столь долго муссируется. Первая – необходимость отвлечь внимание от другой новости. Вторая – кто-то планирует лоббировать какие-либо законопроекты по контролю над социальными сетями и ограничению доступа к ним. Но более вероятной мне кажется третья версия – человеческий фактор.

Освещая эту тему, СМИ оказались перед выбором, не особо напрягаясь, подать эту историю скандально, получив таким образом поток испуганных посетителей на сайт. Либо долго, глубоко и вдумчиво готовить серию материалов, освещая сложную тему.

Выбор был очевиден, и СМИ пошли по пути наименьшего сопротивления. Практически никто не поставил под сомнение реальность угрозы и не проанализировал степень опасности.

Прежде чем раскручивать тему угрозы журналистам следовало проявить здоровый скепсис и проверить факты самостоятельно, – заключил медиаэксперт.

Общественная огласка и последовавшая за этим реакция правоохранительных органов и министерства образования могут сыграть с неустойчивой подростковой психикой плохую шутку. Не исключено, что самоубийства, последовавшие за публикациями в СМИ, могут иметь подражательный характер.

 

«Эффект Вертера»

О заразительном эффекте самоубийства хотелось бы рассказать подробнее, так как этот феномен широко распространен. В научной литературе ему дано определение cluster suicide, или copycat suicide. У этого явления есть и другое название — «эффект Вертера», по имени главного персонажа романа Иоганна Гете «Страдания юного Вертера» (1744 г.), который покончил с собой из-за несчастной любви. После публикации этого романа по всей Европе прокатилась волна подражающих самоубийств молодых людей. Дошло до того, что книга была запрещена к публикации и даже изымалась.

В 1978 году в Вене было открыто метро, и поскольку броски под поезд являются одним из распространенных методов самоубийств, то и венское метро не избежало этой участи. В австрийских СМИ того времени эти самоубийства были расписаны очень подробно, что ожидаемо привело к росту случаев суицида.

И если всего несколько недель назад большинство кыргызстанцев не знало об этих играх и группах, существующих в российском, украинском и казахском сегменте не первый год, то теперь о них не знает только изолированный от общества человек.

Самоубийства подростков, которые, казалось бы, должны были подтвердить опасения общественности, могут дополнить список примеров «эффекта Вертера».

 

«Пусть мама услышит, пусть мама придет…»

Многие подростки и даже взрослые заинтересовались «группами смерти» и тоже захотели принять участие в рискованной игре с летальным исходом.

Наш корреспондент тоже решил испытать на себе действие этой игры и через подставной аккаунт сделал все возможное для этого. Результат не заставил себя ждать – буквально через две минуты пришла ссылка на закрытую группу, а еще через две начали писать активисты с призывами не играть в подобные игры и беречь свою жизнь. Правда, буквально через час группа закрылась, и корреспонденту пришлось искать другие пути. Некоторые знакомые, играющие в игру «ради интереса», поделились своими наблюдениями.

— Стоит только «взглянуть одним глазком», как выйти из игры уже становится сложно, – делится Ирина (имя изменено по просьбе девушки). – Специфическая музыка, завораживающие видео и леденящие душу фотографии порезанных рук даже взрослых людей вводят людей в нестабильное состояние психики, избавиться от которого крайне непросто.

Но не всегда интерес к таким группам обусловлен желанием умереть.

Психолог Айзада Танаева делится своим опытом.

— В день, когда произошел ажиотаж с играми, были звонки от встревоженных родителей с просьбой записаться на прием и проверить их детей. Дело в том, что родителям стало страшно за своих детей. А у детей появился мощный инструмент манипулирования. Они тут же стали демонстративно копаться в телефонах, таинственно себя вести, даже специально показывать, что состоят в похожих группах, чтобы привлечь родительское внимание. Тем самым дети, которые были обделены вниманием, получили его. Обращались к нам те родители, у которых есть комплекс вины перед своими отпрысками, которые знают, что подарками и деньгами «откупались» от них, чтобы те их не беспокоили.

Детям нужен человек, с которым можно поговорить обо всем, поделиться мыслями, получить ответы на все свои вопросы и не быть осмеянным или осужденным.

Благодаря бурным обсуждениям вокруг этой игры все повернулись к проблеме лицом, начали спрашивать себя, много ли они уделяют внимания своим детям?

 

Совет психолога

Айзада Танаева рекомендует не поддаваться бурным эмоциям.

— Сложно, конечно, давать советы широкой аудитории, но есть несколько общих рекомендаций. Если вы заметили странности в поведении детей или интерес к подобным играм, то пугаться и запугивать ребенка не надо. Лучше, успокоившись и взяв себя в руки, спокойно и доброжелательно расспросить, что чувствует ребенок, что испытывает, почему ему это интересно. Задать вопрос: «Как ты думаешь, что происходит в этой игре с другими детьми?» Объясняя поведение других детей, он, в большей степени, расскажет и о себе.

Не стоит также искусственно взращивать в ребенке недоверие к людям. Качество, безусловно, полезное, но приобретаться оно должно вследствие прожитого опыта. Пытаясь повлиять извне, можно сделать только хуже, взрастить в ребенке комплексы. Многие родители очень резко реагируют, когда видят, что ребенок общается с неблагонадежными людьми. И здесь необходимо взять себя в руки и показать ребенку, что его выбор, каким бы неправильным он ни выглядел, не станет подвергаться жесткой критике. Видя поведение своих товарищей, ребенок примеряет ситуацию на себя и отторгает ее. Такой опыт тоже нужен. Необходимо дать понять, что в вас он встретит поддержку и понимание.

Есть мнение, что наш менталитет не позволит этим играм приобрести массовость. Я соглашусь с этим. В России, например, институт семьи построен несколько иначе. У наших детей другое воспитание, они относятся к жизни более ответственно. У нас больше единства и сплоченности. Часто в больших семьях, если ребенок не может поговорить с родителями, есть братья, сестры, тети, дяди и другие родственники, которые могут выслушать и дать совет. Так что я считаю, что в Кыргызстане такое воздействие на наших детей не получит широкого распространения.

 

P.S. Проблема суицида среди детей и подростков для Кыргызстана не в новинку. Еще в мае прошлого года на заседании Жогорку Кенеша в ходе «правительственного дня» по вопросу участившихся случаев суицида среди несовершеннолетних депутаты выяснили, что ситуация катастрофическая. По данным МВД КР, за четыре месяца 2016 года – с 1 января по 30 апреля – было зафиксировано 39 случаев суицида, а к 25 маю (день проведения «правительственного часа») их насчитывалось уже 49. «Получается, за 25 дней у нас покончили с жизнью 10 детей? Это же страшная цифра!» – констатировал депутат Рыскелди Момбеков (СДПК). Еще тогда народные избранники задались вопросом, а не стоит ли разработать программы по предотвращению детского и подросткового суицида?

Однако с мая 2016 года вопрос о том, какие меры будет предпринимать правительство для предотвращения суицидов, не поднимался.

Всех, кто владеет какой-либо информацией об участниках этих групп, просят сообщить по телефонам: 0550 102 997 или 102.

С 1 февраля в службе «185» консультирует сотрудник столичного управления образования, а также работает общереспубликанская горячая линия «111».

 

Юлия ХИЖНЯКОВА.

Фото автора и www.