11 декабря 2016 г. в Киргизии пройдет референдум по внесению изменений в конституцию страны. 26 октября президент Кыргызстана Алмазбек Атанбаев объявил об отставке правительства страны. Основной причиной отставки стала потеря статуса парламентской коалиции, состоявшей из четырех партий. Какие перемены ждут страну в 2017 г.?

Резкое обострение ситуации в Кыргызстане началось после того, как 29 июля 2016 г. администрация президента и партия СДПК заявили о подготовке референдума по внесению поправок в конституцию, нацеленных на создание устойчивой политической системы после ухода А. Атамбаева с поста президента в 2017 г. Выступая 31 августа на параде в честь Дня независимости республики, А. Атамбаев раскритиковал позицию Р. Отунбаевой и бывших министров — они выразили недовольство инициативой внесения поправок в конституцию. Бывшие соратники президента из Временного правительства потребовали от А. Атамбаева публичных извинений, написав, что они «глубоко возмущены резкой критикой в адрес экс-президента Розы Отунбаевой, которая практически за руку привела его к посту главы страны».

«Президент Атамбаев не сможет отрицать тот факт, что без воли и мудрого руководства Розы Исаковны партия СДПК не смогла бы попасть в коалицию большинства, и А. Атамбаев не смог бы занять пост главы правительства, в последующем и пост президента», — сказано в заявлении. Бывшие члены Временного правительства 2010–2011 гг. заявили в своем обращении, что будут «решительно отстаивать честь и достоинство» экс-президента Розы Отунбаевой.

А. Атамбаев обвинил бывших членов Временного правительства в мародерствах, превышении служебного положения и подстрекательстве сепаратистов. При этом президент заявил, что не имеет доказательств, потому что силовики того времени «зачистили все следы».

В ходе парламентской сессии 1 сентября 2016 г. О. Текебаев предложил Жогорку Кенеша устроить парламентский переворот, сформировать новую коалицию и новое правительство, полностью независимые от действующего президента. 18 августа Кылычбек Султанов (владелец самой влиятельной кыргызскоязычной газеты с 120 тыс. тиражом Super.kg и ярый сторонник О.Текебаева) был освобожден от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла Кыргызской Республики в Малайзии.

После этого сняли всех назначенцев партии «Ата-мекен» в правительстве: 5 сентября была снята с должности заместитель министра юстиции Айбермет Кутуева, 6 сентября — заместитель директора государственной инспекции по экологической и технической безопасности при правительстве республики Марат Таиров. Позже был снят министр труда и социального развития Кудайберген Базарбаев. Начались налоговые проверки у бизнесменов, аффилированных с О. Текебаевым.

Существует целый ряд причин, по которым президенту необходима перегруппировка полномочий в политической системе страны. Во-первых, 67 статья Конституции Кыргызстана гласит, что «Президент может быть привлечен к уголовной ответственности после отрешения его от должности». В республике не сложилась политическая культура передачи власти (исключение — ВРИО Р. Отумбаева на посту президента в 2010–2011 гг.) — легитимность власти обеспечивалась посредством перекладывания ответственности на предыдущих «беглых» президентов. Именно поэтому сложившаяся в 2016 г. ситуация носит весьма закономерный характер.

Во-вторых, как показал опыт самого А. Атамбаева, в условиях неразвитой партийной системы президентско-парламентская система имеет потенциал превращения в президентскую с контролем над парламентом через парламентское большинство или коалицию. Уйти при такой системе для А. Атамбаева значило бы попасть под каток репрессий от нового лидера через год-другой.

В-третьих, А. Атамбаев пришел к власти как законно избранный на выборах в 2011 г. президент. За все годы его президентства ни одно государство, ни международная организация не признали его власть тиранией. В стране не было политически мотивированных убийств, выборы в парламент были проведены честно и прозрачно, политические заключенные «нейтрализовались» через суды. Тем не менее давление со стороны оппозиции в преддверии президентских выборов 2017 г. возрастает, и остаться на второй срок, изменив конституцию, — это прямой путь к превращению в «авторитарного лидера» с точки зрения западных государств со всеми вытекающими последствиями. А. Атамбаев — не фанат власти, и лавры несменяемого президента ему ни к чему.

Все эти доводы направлены на то, чтобы вовремя уйти из власти, оставив при этом после себя команду, способную поддерживать баланс сил в элитах и повысить эффективность правительства в условиях кризиса. Новая сборка старой президентско-парламентской республики укрепляет полномочия премьер-министра по оперативному управлению правительством, не ослабляя при этом власть президента. Парламент при этом остается местом почетных и в целом неподсудных бояр, опирающихся на свои клиентско-патронажные сети.

Новое старое правительство

Конфликт закончился формированием новой коалиции. В нее вошла президентская партия СДПК, ее клон — партия «Кыргызстан» и олигархическая партия бывших чиновников «Бир Бол». Сооронбай Жээнбеков, один из ключевых сторонников президента А. Атамбаева, сохранил должность главы правительства. По итогам конфликта правительство ушло в отставку, чтобы очиститься от старых «друзей» — партии «Ата-мекен». В правительстве поменяются всего один-два министра, что никак не повлияет ни на проводимую политику, ни на качество реформ, ни на уровень жизни.

Перед новым старым правительством стоят все те же задачи. Во-первых, это работа по созданию эффективного правительства с целью грамотного и быстрого использования возможностей ЕАЭС и Китайского рынка для наращивания экспорта в эти страны. Без этого стране грозит социальная катастрофа, которую пока сдерживает переводы 700 тыс. трудовых мигрантов из России, Беларуси, Казахстана. Во-вторых, подразумевается создание действующей системы правил взаимодействия элиты с модератором, на основе которой можно строить общегражданскую идеологию. Ее отсутствие привело к тому, что ислам, особенно в его радикальных проявлениях, стал, по сути, системой ценностей для десятков тысяч кыргызстанцев.

Скрытые связи

Отставка правительства непосредственно связана с референдумом, запланированным на начало декабря 2016 г. Референдум в данном случае — это инструмент создания неких общих правил для той части элиты, которую действующий президент планирует оставить после себя. Добровольный уход из власти — уникальная практика для Центральной Азии. При этом политическая система, институты и политическая культура в стране таковы, что, если он уйдет, не оставив после себя преемника или патронажные сети, которые будут его поддерживать, в стране образуется хаос, новый передел собственности. Независимо от итогов правления Алмазбека Атамбаева, он, вероятно, будет объявлен врагом народа.

Именно поэтому было принято решение о проведении Конституционного референдума с целью создания новой гибридной формы государственного правления, которая также будет парламентско-президентской. В ней будет уменьшено значение судебной власти, будет усилена позиция правительства и будут закреплены все действующие сейчас поправки.

Классические три ветви власти превращаются в две, а судебная система становится некой диалоговой площадкой с функцией взаимного контроля. Республика не становится в чистом виде президентской или парламентской, это скорее оптимизированная сборка двуглавого орла, где одна «голова» в виде премьера, опирающегося на парламентское большинство, формирует правительство, отвечает за его деятельность и будет решать социально-экономические задачи, а президентская «голова» назначает руководителей силовых структур и контролирует внешнеполитический курс.

Второй центр силы — это олигархические и клановые группы, которые собираются в парламенте. На современном этапе развития политической культуры эти кланы представляют собой финансово-чиновничьи группы мафиозного типа, имеющие представительство в парламенте страны. Каждая партия целиком или на паях принадлежит таким группам и служит для распределения должностей, государственных заказов и т.д. Ситуация в республике остается стабильной, только если все ключевые кланы имеют доступ к ресурсам. Таким образом, новая Конституция — это закрепление текущего статус-кво.

 

Источник:  russiancouncil.ru