Иностранным добытчикам золота Бишкек создает искусственные преграды.
Парламент Киргизии вновь обещает поставить точку в спорах вокруг золотоносного рудника «Кумтор». 1 ноября 2016 года в инспекционную поездку в горы отправятся депутаты из двух комитетов парламента – по топливно-энергетическому комплексу и аграрной политике. Неблизкая поездка потребовалась им для оценки ситуации до рассмотрения поправок в Водный кодекс страны. На кону судьба добычи золота – часть рудника находится в заповедной зоне с уникальным ледником, и для беспрепятственного продолжения работ старателям необходимо смягчение экологических законов.
Выбирая между экологией и рудником, приносящим деньги, власти наверняка выберут деньги. Несмотря на предсказуемый финал, процесс принятия и вынесения решения тянется более полугода и сопровождается оживленным торгом с владеющей рудником канадской компанией. В основном переговоры проходят непублично, но накал страстей и значимость ставок регулярно приводит к тому, что конфликты вокруг распределения средств регулярно выплескиваются в прессу.
Нынешней осенью тема «Кумтора» может вновь выходить на первые полосы газет по нескольким причинам. Во-первых, приближается конец года, а вместе с ним нарастают сложности для финансирования ряда статей бюджета. Золотоносный рудник – один из главных источников пополнения казны. Поэтому, похоже, будет предпринята еще одна попытка выжать из него все, что возможно. Во-вторых, тема рудника остается подходящей для политической рекламы местных политиков, «героически борющихся за благо народа». Популярность этой тематической риторики в последнее время снизилась, но с приближением выборов, запланированных на следующий год, вновь возрастет.
С остальными золоторудными месторождениями в Киргизии тоже, увы, не все в порядке. По информации главы Горно-металлургического профсоюза Киргизии Эльдара Таджибаева, компания «Эти Бакыр Терексай» не может начать добычу на Терексайском месторождении золота, поскольку из-за ошибок госорганов около половины лицензионной площади «оказалось на территории природоохранных земель». Другая компания – ООО «Алтынкен» «в связи с отсутствием разрешения на право вывоза и реализации концентрата имеет проблемы с финансовыми оборотными средствами и имеет риск остановки производства».
На грани закрытия и принадлежащее государству золотодобывающее предприятие «Макмал». По словам зампредседателя ОАО «Кыргызалтын» Таланта Казакова, рудник сможет проработать от силы год-два: «истощилась минерально-сырьевая база, полностью устарело оборудование, которое эксплуатируется еще с советских времен и ни разу не обновлялось, а металлоконструкция золотоизвлекательной фабрики устарела и полностью заржавела».
С проблемами может столкнуться и российский бизнесмен Муса Бажаев. В мае 2015 года компания «Восток-геолдобыча», входящая в принадлежащую ему «Русскую платину», выиграла конкурс на разработку крупного месторождения «Джеруй», запасы которого оцениваются примерно в 83,5 т золота. Инвестор перечислил в киргизскую казну 100 млн долл. – обязательный разовый платеж. Власти факт оплаты рекламировали, сообщая, что «на эти деньги построят 100 школ, еще 100 – отремонтируют».
В местных СМИ появляются пока немногочисленные заявления ряда местных общественных деятелей о том, что рудник «Джеруй» продан слишком дешево «вопреки интересам народа» и его надо отобрать. Массовое строительство и ремонт школ по всей стране могли стать хорошим ответом критикам. Но этого нет, и вряд ли оно будет. Почти всю сумму правительство Киргизии «временно позаимствовало», потратив не на школы, а на ремонт дороги Балыкчы–Корумду. Власти обещают вернуть деньги, но сроки возврата не называют.
Надо отметить, что обвинения зарубежных инвесторов в несправедливых для Киргизии сделках возникают регулярно. Политики призывают «вернуть имущество народу» либо пересмотреть договоренности и обложить инвесторов дополнительными налогами. Интенсивность критики резко возрастает, после того как предприниматели завозят оборудование и начинают работу. До этого момента атмосфера довольно дружелюбна. Как выглядит золотодобыча в исполнении самого государства, хорошо показывает ситуация вокруг принадлежащего государству золотодобывающего предприятия «Макмал», проблемы которого перечислены выше.
Обвиняя инвесторов в нарушениях, часть местных чиновников выглядит довольно сомнительно. Любопытным сообщением поделилось издание «24.kg». Согласно обнародованной информации, министр транспорта Замирбек Айдаров в своих поездках использовал внедорожник Lexus LX 570, принадлежащий китайской компании China Road and Bridge Corporation, которая получает крупные госзаказы на строительство дорог. После публикаций в СМИ министр вернул машину владельцам. Теперь его видят сидящим во внедорожнике Toyota Prado другой частной компании.
Источник: ng.ru