С приходом нового министра внутренних дел Кашкара Джунушалиева о расследовании загадочного убийства 18-летней Камилы Дуйшебаевой, тело которой нашли в одном из сел Чуйской области 17 марта 2014 года, вновь заговорили. На встрече с журналистами главный милиционер сообщил, что расследование уголовного дела и не прекращалось, как говорили злые языки, а продолжается. А подтверждением его слов стало сообщение, что на допрос вызвали родного брата экс-генпрокурора Аиды Саляновой.
Об этом бывшая глава надзорного органа, а ныне депутат от фракции «Ата Мекен» А. Салянова рассказала на своей страничке в социальной сети. По ее словам, вызов брата Калыя на допрос – это еще одна возможность оказать давление на нее и на ее семью. Как она утверждает, в бытность ее генпрокурором из-за возбуждения уголовных дел против некоторых чиновников, среди которых был и глава МВД
К. Джунушалиев, нажила много врагов.
«Вчера старший брат (Калый Салянов – Прим. ред.) позвонил и сказал, что следователи снова вызывают его на допрос по поводу смерти той девушки (Камилы Дуйшебаевой – Прим. ред.). Будучи генпрокурором, я возбудила уголовное дело против нынешнего главы МВД. Возможно, вызов на допрос – следствие этого дела. Я нажила много врагов, борясь с коррупцией. Таких влиятельных недоброжелателей как у меня, наверное, больше ни у кого нет. Это я чувствую даже в своей нынешней парламентской работе», – написала нардеп.
По мнению А. Саляновой, подозревая Калыя в убийстве девушки, оппоненты пытаются очернить ее имя.
Доводы депутата можно понять, но и подозрения следствия не из пальца высосаны. Имя Калыя Салянова, как и имя Осунбека Жамансариева – экс-председателя ОО «Мекен шейиттери», прозвучали не просто так. Камила Дуйшебаева перед смертью общалась с ними. 9 марта 2014 года Камила позвонила Калыю и попросила оплатить счет в заведении «Демократ», где она отдыхала со своими подругами. Ей не хватило 1000 сомов. Калый вместе с экс-полпредом в Нарынской области Адылом Эсенбековым приехал и помог девушке, затем забрал их и отвез в караоке-клуб «40/40», а потом домой. На этом их общение было окончено.
На следующий день, 10 марта 2014 года, девушка пропала. Она исчезла, будто сквозь землю провалилась. Через 7 дней, то есть 17 марта, тело Камилы нашли в пятистах метрах от кладбища в селе Байтик Аламудунского района. Она была задушена собственным шарфом. Следов сексуального насилия судебно-медицинская экспертиза не обнаружила.
До подруг она не дошла…
В день исчезновения Камила отпросилась у родителей, чтобы встретиться с подругами, которые ее ждали на пересечении улиц Советская и Киевская. Глава семьи Эшмамбет Дуйшебаев, ни о чем не подозревая, отпустил дочь. И девушка, выйдя из дома, расположенного в микрорайоне «Достук», направилась на встречу. Но до подруг она так и не дошла. Утомленные ожиданием Камилы, они стали ей звонить на мобильный телефон, но в ответ слышали лишь беспристрастный голос автоответчика, что абонент отключен или находится вне зоны действия Сети. Такой же ответ слышали и обеспокоенные родители, которые позже пытались дозвониться дочери. Предчувствуя, что дочь не вернется домой, родные Камилы написали в милицию заявление об исчезновении девушки. Милиционеры подключили СМИ, которые сообщили об исчезновении Камилы и просили всех, кто видел девушку, обратиться в милицию и рассказать о ее местонахождении. Правоохранительные органы искали Камилу везде, прочесывая окраины города, отрабатывая все версии исчезновения, начиная от убийства и заканчивая умыканием невесты.
Труп Камилы нашли через несколько дней со следами удушья на шее. Судмедэкспертиза установила, что девушку никто не насиловал, а убита она была за 8-9 часов до обнаружения тела.
Новость шокировала не только близких убитой, но и общественность. Одно дело, если бы ее изнасиловали и решили убить, чтобы не быть наказанными, но девушку просто задушили. Задушили собственным шарфом и бросили недалеко от кладбища. Появились подозрения, что несчастная знала что-то такое, чего ей не следовала знать, либо она пыталась кого-то шантажировать. К тому же телефон Камилы пропал, который позже нашелся. Именно телефон станет единственной зацепкой следствия. Однако телефон станет причиной скандального заявления, таинственного молчания ее близких и политической подоплекой…
«Она вела вольный
образ жизни»
Именно это заявил экс-глава МВД Абдылда Суранчиев на заседании Жогорку Кенеша прошлого созыва, когда народные избранники стали интересоваться у главного милиционера, как обстоят дела с расследованием убийства Камилы. С момента убийства прошло несколько дней, а расследование не давало никаких результатов. Неравнодушные к трагедии семьи Дуйшебаевых требовали найти виновных и наказать, но милиция никаких версий не огласила.
— Дело Камилы Дуйшебаевой сложное, ребята сейчас работают. Ее никто не убивал, она вела легкий образ жизни. Сейчас мы определяем более 40 лиц, с которыми она была в контакте, – сказал тогда перед парламентариями
А. Суранчиев.
Причем он так и не смог объяснить, что имелось в виду под заявлением о том, что девушку «никто не убивал».
Отец девушки Э. Дуйшебаев позже сообщил журналистам, что, очернив имя его дочери, правоохранительные органы пытались закрыть дело.
— Я был очень расстроен, когда услышал слова министра Суранчиева. Он представил мою дочь как легкомысленную особу. Камила была открытой, всегда говорила все как есть. Кроме как на учебу она больше особо никуда и не ходила. Тогда, в праздничные дни, я разрешил ей пойти к подругам. Но Суранчиев заявил, что моя дочь повесилась, а потом будто бы пошла на поле рядом с селом Байтик и легла там. Это меня очень возмутило. Поразмыслив, я понял, что уже тогда предпринимались попытки закрыть дело. У меня возникают подозрения, что люди во властных структурах заинтересованы в том, чтобы дело о гибели моей дочери не было раскрыто. Поэтому, видимо, это дело не раскрыто до сих пор, – поделился своими мыслями отец Камилы.
«Убийство девушки превратилось в политику»
Сразу же после заявления министр лишился своей должности. На его место пришел генерал-майор милиции Мелис Турганбаев, известный как «лучший опер страны». Он тут же взял дело под личный контроль, а расследование пошло новым ходом. Именно в этот период всплыли имена Калыя Салянова и Осунбека Жамансариева, которые сразу же заявили о своей непричастности на различных пресс-конференциях, сообщив, что у них есть алиби. Также были приглашены лучшие специалисты по мобильной связи из Малайзии. Они взломали WhatsApp Камилы, чтобы узнать, с кем она переписывалась в последние часы жизни. И вдруг, ожидая услышать имена убийц, все узнали, что вся переписка была удалена неизвестными! Лучшие хакеры Малайзии развели руками и поспешили вернуться домой.
Удаленная переписка стала поводом для очередных пересудов. Неравнодушные к трагедии семьи Дуйшебаевых стали уже верить слухам, что девушка что-то знала. И это «что-то» касалось чиновников, в частности – брата экс-генпрокурора. Многие были уверены, что Калыю Салянову что-то известно об убийстве Камилы.
Все ждали, когда у следствия появятся новые доказательства виновности подозреваемого. Но доказательств всё не было. Об уголовном деле почему-то замолчали все. М. Турганбаев вдруг отказался комментировать ход расследования убийства К. Дуйшебаевой, а затем и вовсе сказал, что дело Камилы «превратилось в политику».
Молчат и близкие убитой, которые вначале сетовали, что убийство их дочери стало «глухарем», которое пытаются замять «наверху».
Нехорошая традиция
Обещание раскрыть дело об убийстве Камилы становится нехорошей традицией для глав МВД. Как и предшественник, К. Джунушалиев пообещал, что дело раскроют, ведь «ребята работают не покладая рук». Как и при предыдущем министре ВД возобновились допросы подозреваемых. Общественность снова заинтересовалась забытым страшным делом об убийстве Камилы. Имя девушки в очередной раз замелькало в газетах и онлайн-изданиях. Где-то восхваляли профессиональные навыки К. Джунушалиева, а где-то язвительно подмечали, не повторится ли ситуация как с М. Турганбаевым, который так и не смог раскрыть дело
К. Дуйшебаевой.
И чтобы экс-генпрокурор не говорила о том, что таким способом пытаются очернить ее, от фактов не уйдешь. Камила была знакома с Калыем Саляновым, да и он сам не отрицает этого. И его вызовы на допрос больше походят не на месть министра внутренних дел по отношению к Аиде Саляновой, а на необходимую норму следствия.
Время покажет, смогут ли правоохранительные органы раскрыть это загадочное преступление.
Алтынай ДЖАЛМАМБЕТОВА.
Фото www.