Все любят мёд. О его полезных свойствах многое известно и написано-переписано. Но вот сколько труда требуется для того, чтобы получить мёд, рассказала нашей газете семья пчеловодов Галина и Анатолий Родионовы.

Галина Николаевна Родионова уже двадцать три года является председателем общества пчеловодов города Токмок. Работы и повседневной суеты у нее хватает. Всю документацию ведет Галина Николаевна, знает, сколько пчеловодов в Токмоке, кто вступил в общество, в каком ущелье они держат пасеку. Звонят Галине Николаевне, и она записывает, кому что нужно. А когда появляется покупатель или продавец, сводит их. Для пчеловодов Галина Родионова – палочка-выручалочка. Без нее – никуда. Даже само общество пчеловодов находится в ее собственном доме, где она выделила для заседаний две комнаты.
Галина Николаевна не отказывает никому, кто приходит к ней за помощью. Сейчас много молодых ребят приходят за советом по пчеловодству. Г. Родионова делится своим опытом, иногда выезжает и на пасеки, если просят осмотреть ульи на месте.
Галина Николаевна и Анатолий Евдокимович Родионовы уже 30 лет занимаются пчеловодством. Они охотно рассказали, как все у них начиналось. Решение начать заниматься пчёлами пришло, можно сказать, вынужденно. Родионовы заболели: Галина перенесла тяжёлую онкологическую операцию; у мужа болела нога, опухал палец. И один доктор посоветовал им употреблять продукты пчеловодства. Тогда семья решила завести пасеку. С тех пор прошло 30 лет. Родионовы уже дожили до преклонного возраста: Анатолию Евдокимовичу 80 лет, Галине Николаевне – 79. Секрет долголетия наверняка в питательном и сладком меде.
Галина Николаевна признается, что в начале занятия пчеловодством не отличала пчелу от осы, трутня от матки. А научилась она всему у своей мамы.
— Пчеловодство – тяжелый труд, – говорят Родионовы. – Сами посудите: весной все пчеловоды начинают чистить свои ульи. Пчелы – самые чистоплотные насекомые на Земле. Если установилась хорошая, ясная погода, то ульи можно очищать. Их чистят в специально отведенном месте. Сперва ножичком соскабливают грязь, затем раствором с солью ульи внутри и снаружи промывают и обжигают паяльной лампой, затем снова промывают. Все пчеловоды делают весеннюю чистку ульев. Если ульи не прочищать, то не будет качественного меда, да и пчелы станут гибнуть от всяких инфекций. Каждый улей пронумерован. Если пчелиную семью заселить в улей, где поменялось место летка, откуда они вылетают, то пчелы будут биться в старое место. Поэтому леток нельзя менять, можно сдвигать лишь на 5 см. Чтобы во всем этом не запутаться, у пчеловода есть свой специальный журнал, где записана информация о каждой пчелиной семье.
— Знаете, многие говорят, что пчеловоды богатые люди, а ведь труд наш не ценится, мед перекупают и продают по своей цене перекупщики. Каждый год хотим бросить пасеку, хотели даже продать. Но дочь не разрешила, хочет после выхода на пенсию сама заниматься ею, – рассказывает Галина Николаевна. – А что делать деду на пенсии? Сидеть и смотреть телевизор? Лучше выезжать в горы. Отдохнуть там можно, подышать чистым воздухом, поговорить с другими пчеловодами. Скучно не будет. У меня каждый день звонки и гости, поэтому я дома остаюсь, редко выезжаю на стоянку. Выезжаем мы в Кегеты на частные пастбища. Я считаю, что горный мед – самый вкусный и полезный на свете. Когда мы начали заниматься пасекой, от укусов пчел хотелось плакать: было так больно, что слёзы на глаза наворачивались. Но это и полезно, пчелки нас кусают, а кровь разжижается. Вообще, пчелиная семья удивительно устроена. У каждой пчелки своя функция. Самая главная у них – матка, я называю ее «мамка», рабочие пчелы – ее детки. Чем больше семья, тем лучше. Значит, зимой им будет тепло и никто не умрет. В улье температура должна быть 35 градусов по Цельсию, пчелы всем роем греют «мамку». Из чужой семьи пчелку никогда не впустят в улей. Но если она летит с медом, тогда – пожалуйста. Например, если моя пасека ближе, чем ваша, и пчелки не долетают до вас, значит, оставляют мёд в моих ульях. В пчелиной семье нет места бездельникам. Осенью можно наблюдать такую смешную картину. Две пчелки как бы берут за крылышки трутня-«папку», а третья пчелка сзади подталкивает его. Не зря говорят: «Трудится, как пчелка». Ведь даже зимой они спокойно не спят, греют «мамку», кормят её.
В этом году пчелы из-за аномально теплой зимы проснулись рано, ещё в январе, – рассказывает Галина Николаевна. – Сейчас мы уже расчищаем ульи, красим. Пчелы, как и люди, болеют, у них тоже есть свои болезни, например, пчелиный понос (научное название «нозематоз»). Если его вовремя не лечить, то пчелки могут погибнуть. Мы заказываем и покупаем специальные лекарства для пчел. На это нельзя жалеть денег. Всегда так говорю тем, кто приходит ко мне за советом. Уж на свое-то лекарство пчелка заработала. Например, был такой случай: меня позвали посмотреть пасеку, откуда улетали пчелиные семьи. Такое бывает, но только весной, осенью пчелы не улетают. Я внимательно осмотрела ульи и нашла причину. Оказалось, там завелся клещ. Потом я отругала хозяина пасеки. Как можно было их не углядеть?
Когда занимаешься пасекой, все остальное уходит на второй план. Бывает, всякие мысли лезут в голову, а посмотришь на трудящихся пчел – и успокаиваешься.
Пчеловодство – это хобби, переросшее в нечто большее.
Муж Галины Николаевны Анатолий Евдокимович каждый год думает расстаться с пчеловодством: ведь это тяжело, к тому же возраст дает о себе знать.
– Во времена, когда были моложе, мы держали до 96 ульев, – рассказывает Анатолий Евдокимович. – Сейчас же держим для себя. Мы не выходим на рынок специально, кто знает – сам к нам приезжает. Сейчас же на рынке много всякой всячины под видом меда продают. Обычный покупатель подмены и не заметит. Отличить можем мы, пасечники, ведь мы знаем вкус и запах настоящего меда. Есть исключения и среди покупателей. У нас есть такой один покупатель из города Кант: его не проведешь, запах настоящего меда ни с чем не перепутает. Каждый месяц специально приезжает к нам за медом. У себя в городе не покупает мёд, говорит, продают не то.
Вообще, все пчелиные продукты полезные и вкусные. Это мед, пыльца, прополис, перга. Самое полезное – маточное молочко – стоит дорого, потому что очень трудно добывается, поэтому мало кто этим занимается.
А Анатолий Евдокимович плюс ко всему делает свою фирменную медовуху. Угощает ею только родственников и друзей. Если же сами пчеловоды просят налить, то ругает их за то, что те сами не делают медовуху.
Пообщалась я с Родионовыми и подумала, как бы было хорошо, если бы люди жили по правилам пчелиных семей. Чтобы каждый человек выполнял свою работу добросовестно, а бездельников не терпели бы.

Гюльзада ИТКАРАЕВА.
Фото автора и www.